т.к. отзывы могут содержать спойлеры — скрываю.
// поступили критические замечания — и часть из них обоснована. Потому изменил спорные абзацы, и сношу отзывы.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Анна Михалевская «Иллюзия близости» Очень неплохой подход к проблемам интернетовской самоидентификации человека. С вопросом «кто я» сталкивается каждый пользователь, надолго зависающий в сети. Но хороших текстов на тему работы людей с аватарами — не так много. Причем проблема не только наша — порой и в Штатах снимают фильмы, где «интернет-грамотность» на уровне середины 90-х. Увы, этот текст — отличный подход к снаряду, но без взятия веса. Есть завязка сюжета, развитие... Но автор выбрала какое-то совсем уж экзотическое фантдопущение с торсионными полями и развязка не придумалась — героев пришлось тупо убивать о стену. Если брать в качестве примера свежую вещь, в которой проблема личности и её техно-отражения раскрыта — это «Квантовый вор» Хайну Райяниеми. Если в формат рассказа, то старая вещь Фрица Лейбнера «Мариана»
Степан Вартанов «Заслуженное уважение» Не самый плохой перевертыш фильма «Хищник». Обыграны межпланетные законы, земные юристы, компьютерные игрушки — но в финале мы понимаем, что последний окоп, он у человека в голове. Ближайшая аналогия именно перевертыша — рассказ «Я и моя тень» из сборника «Ключи в декабре».
Сергей Чебаненко «Резиновая кукла по имени президент» Видно, что автора достали — он искренне хочет послать подальше власть, оппозицию, подполье и вообще всех. Эта искренность крайне позитивно влияет на метафоры, аллегории и гиберболы в данном тексте. Сравнения не в бровь, а в глаз — яркие, едкие и меткие. Хорошо! Увы, кроме ответа на вопрос — что делать с теми, кто виноват — автор ничего не сказал. Все роботы, а герой вот теперь стал блондинка — практически дАртаньян в белом плаще :)
Майк Гелприн «Теперь так будет всегда» Гелприн в своем репертуаре — есть динамика, удар по эмоциям, неожиданная развязка. Чернуха бьет в нос — но она тут художественно оправдана (вариация ада на земле с моралью). Но, честно говоря, к такому уровню рассказов (вполне достойному) уже привык. Закрученная история, яркие герои, эмоции — ожидаешь, что следующий рассказ произведет то же впечатление, что рассказы Ле Гуин или Каттнера. Но нет этого. Думал, отчего. Имхо, автор еще слишком держится за темп и динамику, за необходимость цеплять читателя — это последствие его участия в конкурсах и приверженности именно конкурсному самообучению. Но если читатель постоянно напряжен, постоянно в ожидании — он куда меньше осмысливает текст.
Игорь Вереснев «Королевские сады» Чистая эмоция — взгляд детей из 80-х на то, что сегодня делается на Донбассе. Но ужас в том, что никакая эмоция больше не может остановить маховик... Это ведь сколько раз было в истории: родные братья дерутся за власть, соседи враждуют так, что и не снилось Ивану Иванычу с Иваном Никифоровичем. Автор показал мечту общества, что все вернутся, всё станет, как было, и десятки тысяч людей не умрут. Но не бывает так, чтобы все стало. как было.
Станислав Шульга «Траффик-трекер» Попытка осмыслить майдан. К знакомым образам киевского площадного мероприятия, отнесенного на сколько-то лет в будущее, прикрутить немножко киберпанковских финтифлюшек. Вводится герой, который обладает экстраординрыми возможностями в информационной войне. Он хакер. Куда серьезнее классического героя-хакера из «Нейромантика». Но автор пытается доказать, что такой герой будет практически бесполезен — пока не наберется достаточно людей, чтобы станть между враждующими сторонами. Увы, автор не желает понимать политических механизмов, раскручивающих подобные противостония: есть субъективные противоречия, есть объективные, и простыми пожеланиями «просто остановить войну» обойтись не выходит. Уж сколько было миротворцев в человеческой истории, которые жизней сових не щадили, как те монахи, которые во время майдана попытались стать между сторонами. Если бы автор взял за образчик попытки футурологического описания политики — Брюс Стерлинг «Распад» — пусть не в романном формате, а в моменте многослойности, вышло бы куда как лучше.
Павел Серебрянников «Аутсорсинг» Отличная юмористическая история из жизни сисадминов — звонки бушмену-сисадмину идут во время охоты, причем звонит и чукча, и японец, и русский, и кто только не звонит... Я не очень понял, зачем длиннющее вступление — автор намекает, что программисты всегда занимаются не своей работой, а какими-то вторичными задачами, но это можно было расскзаать в одном абзаце. Рассказ просто превосходен, и анализировать в рецензии его так же глупо, как анатомировать хорошую шутку :))) Интенсивно рекомендую к прочтению.
Космос как предчувствие
Сергей Битюцкий «Аллея героев» — есть старый рассказ о том, как медленный, досветовой корабль, идущий к ближайшей звезде уже двадцать лет, догоняет новый, построенный на Земле три месяца назад. А потом догоняет другой — построенный три дня назад. Так вот это — продолжение. Естественно, не прямое, а смысловое. В нем рассказывается, чем дезертирство с вахты отличается от демобилизации.
Владимир Венгловский «Прах тебя побери» герой после катастрофы воскрешает мир. Немного вестерна и фронтира. Увы, рассказов, где молодой герой куда-то идет, спасая мир, притом вокруг постапокалипсис — их довольно много. Рассказ серенький, как прах того мира — протагонист и злодей слишком стандартны...
Елена Красносельская «Лохмокоты» Странными же путями талантливые люди могуи добывать себе денежку. Или финансирование проекта. Тут показан один из таких путей, слишком сложный и маловероятный. чтобы стать реальным, но в чем-то изящный. Напоминает плутовские романы или проделки хитрецов.
Владимир Венгловский «Спутанные одной сетью». Ординарная попытка в одном тексте дать киберпанк, комические путешествия, временные скачки и проблему человечности...
Арти Д. Александр Алекс Громов «Забытая эволюция» Попытка мифотворчества — неогенетика в космосе — увы, на крайне низком уровне исполнения. Довольно нудно
Александр Денисов «Новый год приходит для всех» — забавная, не без изящества сделанная миниатюра (или все-таки мини-рассказ?). В который раз нам объясняют, что Новый год — не то, чем кажется.
Публицистика
Дмитрий Володихин «Остров мастеров в океане смрадного мира» — стандартное, добротное литературоведческое упражнение на темы творчества братьев Стругацких. Автор сам говорит, что напоминает смыслы советской эпохи. Это, увы, изрядно отдает схоластикой — потому как модели конца 60-х это одно, а нынешние фокусы общества (в том числе интеллигенции) немного другое. Моральные построения Стругацких вполне гуманистичны, но горделивость, о которой вскользь упоминает автор — чем она стала у интеллигенции сейчас? Потому в тексте остро недостает циничного рассуждения Пелевина о том, чем интеллигенты отличаются от интеллектуалов.
Анна Ветлугина «Путешествие в наукоград Корсунь». Отвлекусь. Пришел как-то на заседание одного литературного клуба человек, который утверждал, что через затопленные пороги Днепра осуществляется связь земли и неба. И надо спустить водохранилища, чтобы пороги обнажились, населению Днепропетровска переселиться на эти пороги, а сам Днепропетровск сравнять с землей. В доказательства он предъявлял какие-то распечатки анализов священных текстов, описания путешествий экстрасенсов по Днепру и проекты экологических поселений, начерченные его дипломницами (он был преподаватель).
Подобную ахинею прочитал и в этом рассказе. Якобы интервью и описание поездки в Крым, в 2043-м году, в наукоград Корсунь, окормляемый церковью, при том, что во всем Крыму запрещены громкие звуки и памперсы, кроме туризма экологического есть и туризм эзотерический. Отдает абсурдом, потемкинскими деревнями.
Такое впечатление, что автора некоторым образом развели на деньги в Крыму — причем тон «особых экскурсий» хорошо узнаваем (навязчивый сервис нулевых). Или автор пытается произвести впечатления обиженного экскурсоводами человека.
Надеюсь, это не будущее Крыма, а прошлое...
Если брать стилистику текста, то она сильно уступает статьям из журнала «Эксперт», когда журналист описывает свой визит в город или на предприятие.
Вадим Часов «О дивный новый Крым» — герой путешествует по нескольким вариантам развития Крыма, и в итоге, не хочет возвращаться в реальность. Местами наивно, дает ощущение «детства жанра» — как от повести Порфирия Ифнатьева «На другой планете». Автор пытается изоберать велосипед — и его персонаж, путешествия по вероятностным линиями, отчего-то не вспоминает множество вопросов, которые возникают у персонажей множества книг и фильмов 20-го века, путешествующих между мирами...
Но рассказ дает явное ощущение завершения сборника. Нечто расстается с читателем.
Итого:
Преимущества сборника:
— объем. Какую-то часть в оглавлении многих сборников приходится отдавать раскрученным именам. С авторами договариваются заранее, приглашают. Или благосклонно принимают присланные ими в общем потоке тексты. Плохо это, хорошо ли — не сейчас отвечать на этот вопрос. Но надо работать и с другими авторами. Хотя бы потому, что партриархи рано или поздно оставят творчество... Составители сборника идут самым простым путем: есть на обложке известные авторы? Есть. А малоизвестные? Тоже есть;
Недостатки сборника стали прямым продолжением его достоинств:
— объем перетекающий в беспорядочность — при чтении, ох, я малость задолбался :) Люди, нелюди, космос, Крым. Слово «концептуальность» утонуло по пути на Мадагаскар. Стилистическое или тематическое единство? Нет, не слыхал — диалоги, их отсутствие, рассказы от первого лица, от третьего, псевдохроники... Хоть что-то сквозное? Может быть, изменение человека? Нет. Множество персонажей остаются людьми. Может быть упорство человека в человечности? Тоже нет — многие персонажи откровенно прощаются с человечностью. Человек перед лицом новых вызовов? Ох, это слишком уж расплывчатое определение, да и часть указанных вызовов вполне старая. Плюс политические мечты. Единая ось не ощущается. Поэтому можно говорить не о структуре сборника, а о выборке типичных текстов из годового потока (скажем осторожнее — из потока последних 2-3 лет).
Авторы решают проблему «выхода за круг элитарности» чисто количественно. А надо не только собирать тексты, но и выкидывать. Текстов семь-восемь в сборнике лишние.
Редакторы совершили маленький подвиг, собрав материалы и выпустив книгу — в условиях 14-15 гг. Но, увы, этого подвига недостаточно. Ощущается, что проблема хорошей редактуры, и вообще, доброжелательной и детальной работы с текстами, эта проблема стала застарелой, хронической язвой.