Дивиденды с родительской славы
Формула успеха бесталанных детей известных писателей
Как известно, на детях гениев и даже просто талантов природа любит отдохнуть. Но детей это не смущает. От желающих заработать дивиденды с родительской литературной славы нет отбоя.
У художника Леонида Тишкова есть книга «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта». Книжка «Как стать гениальным писателем, не имея ни капли таланта» пока не написана. Но формула успеха бесталанных (в отличие, скажем, от Александра Дюма-младшего) детей популярных писателей давно известна: они берут готовых, всенародно любимых родительских персонажей, механически перемещают их в современный контекст – и вперед, к коммерческому успеху.
Например, Валентин Постников вовсю эксплуатирует героев книг своего папы Юрия Дружкова (Постникова) – автора «Волшебной школы Карандаша и Самоделкина» и «Приключений Карандаша и Самоделкина». Вот уже несколько лет Постников-младший не дает популярным сказочным человечкам покоя. Они скитаются то по Марсу («Карандаш и Самоделкин на Марсе»), то по Египту («Карандаш и Самоделкин в Египте»), то по Острову Сокровищ («Карандаш и Самоделкин на Острове Сокровищ»), и конца карандашно-самоделочной саги не видно.
Наталья Лагина – дочь автора «Старика Хоттабыча» Лазаря Лагина – переместила пионера Вольку, его друзей Женьку и Сережку и, разумеется, самого Хоттабыча в Москву 2005 года. И пошло-поехало – в современной столице пионеры чувствуют себя примерно так же, как джинн в Москве советской. Наткнутся на крышку от кока-колы – и сразу вспомнят, что это «напиток, который пьют капиталисты!.. Такой напиток мог попасть в нашу страну только с каким-нибудь шпионом!» Наверное, кому-то это смешно и интересно. Как и стандартный набор приключений – с коврами-самолетами, погонями на железных скакунах, говорящими автомобилями и т.д. и т.п.
Только потом не жалуйтесь, что из читателей таких книжек, как «И снова Хоттабыч», «И снова Хоттабыч-2» и т.д. и т.п., вырастут потребители пустоты в виде массового глянца. А они, несомненно, вырастут – и не одно поколение. «И снова Хоттабыч-2» заканчивается многообещающей фразой «Продолжение следует…».
Джинны ведь живут долго, если не вечно. Хотя злоупотреблять их терпением все-таки не стоит. У Натальи Лагиной старик Хоттабыч, обнаружив свое имя на магазинной вывеске, поднимает бунт: «Никакая я не реклама со щитом!.. Я – настоящий живой Хоттабыч, а ты, самоуверенный отрок, сейчас получишь от меня такую рекламу, что потом долго и безнадежно будешь жалеть!»
А что сказал бы джинн, прочтя Наталью Лагину, даже представить страшно. Наверняка это было бы заклинание, навсегда лишающее «писательских отроков» возможности пользоваться авторучками, пишмашинками и ПК.
Еще пример. Игорь Носов, внук Николая Носова, автора «Незнайки». Настоящий Незнайка путешествовал только на Луну, в Зеленый и Солнечный города, а теперь у нас есть и «Остров Незнайки», и «Путешествие Незнайки в Каменный город», и остановить это «пиршество духа», кажется, невозможно. Скоро Незнайка, по-видимому, начнет ловить террористов, удваивать и утраивать ВВП, заниматься нанотехнологиями и национальными проектами. Потому что на персонажах отцов и дедушек можно уехать куда угодно и, кстати, как говорил Скуперфильд, неплохо поднажиться.
lМы не считаем, что дети, внуки, жены и прочие родственники знаменитых писателей не должны писать. Ради бога! Но пишите, милые, свое собственное. Вот ведь Ксения Драгунская, дочь Виктора Драгунского, не продолжает его «Денискины рассказы». А пишет свои – и очень хорошие – пьесы. Да и сам выросший Дениска – Денис Драгунский – тоже пишет, и тоже пишет свое. И делает это хорошо.