Тяжело переносить сюжет на другую культурную почву, особенно если она — питательный раствор...
Когда Куросава снял «Ран» — с масштабом и размахом, в цвете — на многие годы был задан образец «как надо».
Были, конечно, и предыдущие удачные эксперименты, вплоть до «Семи самураев», чей сюжет вроде переходящего самоката :)
Но для «не артхаусного» кино именно «Ран» — японский вариант «Короля Лира» — показателен.
В этом смысле «Последние рыцари» — попытка перетащить историю «Мести Ако» на условно-средневеково-европейскую площадку. Попытался японец — и провалился.
Вместо того, чтобы пытаться нормально реконструировать любую из европейских стран — устроили микс. В дело пошел суровый интернационализм, когда представители всех рас (может, кроме индейцев) совершенно спокойно сосуществуют в средневековой империи.
Смешение стилей проведено в архитектуре и декорациях, в оружии и доспехах — мотивы японских доспехов и оружия узнаваемы, но щедро намешано барокко, и есть даже фэнтезийный механизм решетки.
Я не хочу анализировать тут влияния анимэ или дизайна многопользовательских игр — но оно присутствуют, и вполне ощутимо.
Основная проблема — совершенно не ощущается связи акта мести с обычаями-нормами-проблемами того мира, где эта месть осуществляется.
Нахрена?
Покажи создатели фильма эту историю, скажем, как некую месть за Генриха Льва очередному «наместнику» Германии, который решал проблемы, пока Барбаросса воевал в Италии — с именно рыцарскими средневековыми фокусами — это было бы понятно.
Разборка в память кого-то из испанских грандов — возжелай справедливости условный «Алатристе»?
Убийство кого-то из королевских министров уже в 18-м веке?
Да, оформление мести изменилось бы принципиально — точно изменились бы мотивы самопожертвования, если бы оно вообще сохранилось — но фильм снимался про месть или про «бусидо»?
Сразу видно, что про «бусидо».
Это затяжная реклама самурайства в условиях политкорректной глобализации. Но это же дилемма о крестике и трусах — либо узконациональный сюжет со своими корнями и особенностями (в каждую эпоху должен быть свой ответ — зачем так много головорезов подставили головы под топор?), либо интернациональная месть в космополитическом городе (да хоть в Константинополе времен Андроника Комнина) — но тогда там принципиально иное влияние денег и/или иное отношение между нормами той этнической группы, того сословия, представителей той провинции, что осуществляли месть — и остальным населением города.
Наконец, если сюжет переносится в условную Европу — резко обостряется проблема измены как таковой. Проблемы с образом Иуды надо как-то решать
И когда понимаешь, что все негры с белыми — взяты в историю только для рекламы — она становится усеченным вариантом исторических событий. Комиксом «по мотивам».
Плохая фантастика.
Хотя бы еще и потому, что нет никакой выдумки — а сюжет фильма строиться на упрощении оригинальной истории по штампованным канонам. Скажем, последний диалог с коварным коррупционером мог вестись чуть подольше, а когда герой уже готовился бы снести ему голову — тот спокойно стягивал бы парик и говорил, что он — двойник, нанятый актер, а господин тайным ходом ушел (попытка чего, собственно, и была в оригинале). Герою пришлось бы лезть в дыру, а это снизило бы пафос...
В остальном — дивное смешение пафосных штампов (вроде дуэли двух воинов — телохранителей), относительно вменяемой актерской игры, не самого слабого бюджета и отсутствия гармонии...
На любителя. Оценка 6-7 из 10.