Любопытно наблюдать как самостоятельное издание книг в Европе и США пробивается через редуты традиционного книгоделия. Очевидно, что очень малая часть авторов выбрала этот путь по идеологическим соображениям, большинство же просто не прошло отбор в регулярные части — получив свои два десятка отказов от агентов, и для них самиздатовская герилья это лишь способ/упование обратить на себя внимание. Потому, даже если автор рассчитывает повторить селфпаблишинговую карьеру Майкла Дж. Салливана, то в голове он всё равно держит, что даже тот с удовольствием подписал два контракта с импринтами «большой шестерки пятёрки» (а то, что один из этих контрактов — «мифический» шестизначный, и вовсе будоражит умы).
При том, что самиздат уже стал массовым и отработанным как часы — киндлпаблишинг, кикстартер, сервисы выпускающие книги по требованию и пр. делают своё дело, первостепенно важным становится продвижение книг. На этом важном всё обычно и рассыпается. Потому что тут нет отработанных бюджетных схем, а авторы не обладают информационными ресурсами издательств. Вот тут у читателя возникает резонный вопрос — а может это и к лучшему? Зачем нам персонажи вроде легендарного Роберта Станека в качестве авторов «Тора» или «Орбита»? Ведь не зря же западный издательский мир отгородился первичным фильтром — агентами. И читатель будет абсолютно прав, но лишь отчасти. Потому что в ответ сразу приходят на ум «Дюна», Гарри Поттер и бесконечное множество достойных книг, изданных с 10+ (15+, 20+ и т.д.) попытки.
Собственно, к чему я это всё веду — к очередному своему восторгу от Марка Лоуренса и одной его интересной задумки. Марк, как автор привязанный к дому, практически не имеет возможности общаться с читателями напрямую — он не участвует в конвентах, не проводит автограф-сессии и т.д. Поэтому он просто вынужден вести очень активную интернет-деятельность — он проводит конкурсы, раздает книги (кмк, больше из раздают только Хирн и Дис), участвует в формулировании критериев выделения субжанра гримдарк (причем умудряется раскачать на это даже Ричарда К. Моргана, который в принципе категориями субжанров не оперирует). В общем, много его в интернете , но я не об этом. А о его варианте продвижения самиздата.
Пользуясь тем, что ему очень сложно отказать, Лоуренс подбил блоггеров-обозревателей ФиФ на интересную схему. Началось всё с размышления о самопродвижении самого Марка, затем у него родилась идея, и он провёл агитацию среди блоггеров, а теперь заканчивает набор самиздатовских авторов. Схема изящна в своей простоте:
1. Набирается 250 произведений авторов самиздата;
2. Уже набрано 10 топ-блоггеров, специализирующихся на обзорах ФиФ
3. Каждый из блоггеров случайным образом получает по 25 книг и работает агентом — отсеивает и выбирает одну книгу из своего списка.
4. Во втором раунде, длящемся так же полгода, каждый из блогеров ранжирует 10 финалистов, и книга набравшая самый высокий рейтинг у всех блоггеров побеждает.
5. На книгу-победителя каждый блоггер пишет развернутый отзыв в своём блоге.
6. Профит
Могут спросить, где же тут профит — ни денежного приза, ни контракта с издательством? На что очень просто ответить — десять одновременных (скорее всего положительных — ведь книга у всех должна высоко в рейтинге стоять) отзывов от следующих блоггеров:
1./ Sarah Chorn of Bookworm Blues
2./ Steve Diamond &co at the Hugo winning Elitist Book Reviews
3./ Mark Aplin &co of the award winning Fantasy-Faction
4./ Mihir Wanchoo of Fantasy Book Critic
5./ Lynn Williams of Lynn's Books
6./ Milo of The Fictional Hangout
7./ Bob Milne of Beauty in Ruins
8./ Ria of Bibliotropic
9./ Tyson Mauermann of The Speculative Book Review
10./ The guys at Fantasy Book Review
Такую информационную поддержку не получают многие известные авторы, что уж тут говорить о простых трудягах с самиздатовской нивы. В общем, смотрю я на это и думаю — вот у людей жизнь.