Джек Макдевит
авторская книга, первое издание
СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2014 г.
Джек Макдевит «Искатель» |
В самом начале галактических миграций человечества группа ученых и свободомыслящих людей отправилась осваивать новый мир. Пункт назначения держался в секрете, так как колония хотела построить новую цивилизацию, независимую от устоев Земли. Все поселения на только что освоенных планетах всегда поддерживали связь с Землей, опираясь на её поддержку. Однако контакт с данной колонией был утерян навсегда!
Уже прошло 9’000 лет, когда Алексу Бенедикту в руки случайно попадает артефакт с таинственными символами к тому времени уже древнего английского языка. Алексу и Чейз Колпас удаётся установить, что артефакт с пропавшего без вести корабля, участвовавшего в миграции затерянной колонии. Имя этого корабля «Сикер», т.е. «Искатель». Смогут ли расхитители гробниц будущего отыскать корабль и разгадать тайну и причину исчезновения колонии?
АТЛАНТИДА.. Вечная, неистребимая мечта, что кто-то где-то оказался умнее, терпимее, милосерднее и прочее, прочее, прочее, и смог сделать то, что не удалось нам — построить такое общество, где процветают науки и искусства, где правит разум, а не сила, где духовное победило материальное в общем и каждой отдельной личности, где закон равен справедливости...Утопия, мечта о совершенстве среди вечного несовершенства. Легенда о том, что идеал возможен, ведь если этого когда-то кто-то достиг, значит это возможно в принципе: сделанное одним человеком всегда может повторить другой.
«Искатель» — роман о поисках Атлантиды космического века. Тут нет ничего особенного: у каждого времени должна быть своя АТЛАНТИДА, пусть она и зовется Марголией, и, соответственно, должны быть те, кто занят ее поисками.
В плане построения сюжета нет ничего нового. Как и в предыдущих двух романах все начинается с найденного артефакта, который запускает расследование — архивные документы, опрос свидетелей, выводы, заводящие в тупики, новые идеи и озарения, определяющие продвижение вперед, к окончательной разгадке и очередному триумфу героя. Даже от любимого, но уже поднадоевшего за предыдущие два романа хода с таинственными недоброжелателями, которые преследуют героев и всячески им мешают, вплоть до попыток физического устранения, избавиться и в этот раз не удалось. Кстати, именно это едва не испортило мое впечатление от всей книги: уж больно надуманными показались мотивации и действия главного злодея.
Чтобы покончить с построением сюжета, отмечу, что самой удачной частью для меня стало путешествие Чейз на планету инопланетян, краткое, но все же описание их городов, быта, социальной структуры, взаимоотношений с землянами и между собой. Все же прочее мы уже встречали. Хотя есть и небольшое отличие.
Помните, чему был посвящен «Полярис»? Все крутилось вокруг проблемы перенаселения и грядущей деградации человечества. Оттого был немного мрачноватый фон: дряхлеющие города — почти трущобы и мрачные пейзажи. Здесь же ничего подобного нет. Напротив, повсюду едва ли всеобщее благополучие. Даже «логово» асоциального вора и буйного хулигана Хэпа описывается, как вполне пристойное и благополучное жилье. Даже на «перенаселенной» Земле героиню встречают золотые пляжи, ласковые морские волны и плещущиеся в них киты.
Вполне достойный фон для разворачивающихся поисков новой АТЛАНТИДЫ— исчезнувшей тысячелетия назад колонии Марголия, обитатели которой в изоляции от человечества решили поставить очередной социальный эксперимент, попытавшись создать идеальное общество, свободное от извечных пороков человечества.
А, вообще, какое общество мы считаем идеальным? Что для нас важно: безопасность, знания, развитие, социальная защищенность, свобода личности, духовное развитие? Мы идем в нужном направлении? И почему постоянно нас отбрасывает назад к войнам, невежеству и тирании? В ответах на эти вопросы автор не так прямолинеен, как в предыдущем романе, «подбрасывая» идеи и факты в виде «архивных» документов, выдержек из книг и фильмов, которые смотрит героиня или просто в виде наблюдений Чейз за происходящими событиями, а не в длинных и скучных монологах-диалогах, как в «Полярисе», которые практически навязывали одну единственную точку зрения на рассматриваемую проблему.
От такой подачи «Искатель» только выиграл: это цельное, динамичное, без провалов и морализаторства, держащее в постоянном напряжении расследование — приключение с множеством маленьких и больших открытий, происходящее на фоне захватывающих дух космических пейзажей. По духу очень близкое «Чинди». Недаром в этом романе Чейз мне напомнила Хатч тех времен, когда она лично разгадывала загадки Вселенной, а не сидела, перебирая бумажки, в пыльном кабинете.
Этой подаче соответствует и финал — оптимистичный и жизнеутверждающий: пусть АТЛАНТИДА и найдена, но миф не развенчан. Созданию Утопии помешали не вечные пороки людей, а слепой случай, каприз Вселенной, природные силы, которые только подчеркнули, что для человечества — все возможно, и люди будут делать попытки достигнуть идеала снова и снова, пока не добьются своего.
Лично мне такой возврат к пройденному оказался более по душе, чем мрачные пророчества «Поляриса». Приятно, что серия остается крепкой и профессиональной. Хотя от Макдевита я иного и не ожидала.