Темная сторона


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Темная сторона дороги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Темная сторона дороги

Статья написана 19 ноября 2014 г. 16:25

(Мнение составителя) темная-сторона-дороги

Если кто-то считает, что составитель (да еще и один из авторов) не имеет права высказываться о своем сборнике – пожалуйста, не читайте этот отзыв. Он, разумеется, будет самый пристрастный из всех возможно пристрастных высказываний.))И еще — здесь будет куча спойлеров. Но, как мне кажется, спойлером хорошую книгу не испортишь.)

Но думаю, ребятам и девчатам, тексты которых я в сборник отобрала, может быть интересно услышать мое мнение об их рассказах. Свои оценки я тут на Фантлабе примерно выставила (себе не ставила, нет)))по каждому тексту, но хочу не только цифирками, но и словами.

Сказать по правде, когда я этот сборник отправляла в изд-во, мнение мое о нем было не самое высокое. Но это отношу, скорее, за счет своей склонности к критике, самокритике и дьявольскому вечному перфекционизму (Да, да! Первым перфекционистом на Земле был Дьявол, и об этом не стоит забывать, устремляясь к прекрасному и в поисках лучшего, когда особенно начинаешь жестко критиковать других в духе – вот так надо было, или вот эдак…Когда речь идет о других, мы все знаем, как надо сделать ЛУЧШЕ, в этом нисколько не сомневаюсь. Со стороны многие промахи заметнее, это действительно).

Сейчас, когда уже прошло достаточно много времени, когда сборник показал неплохие результаты в продаже, когда появились первые отзывы читателей (огромное спасибо за поддержку, друзья!) я смотрю на сборник в большей степени отстраненно.

И, знаете, с удивлением замечаю, что, хотя у меня есть, конечно, свои фавориты и аутсайдеры (любимчики и второгодники), но в сборнике нет ни одного рассказа, который бы я оттуда сейчас выкинула. Текстов, о которых бы я пожалела – нету. (Даже свои – не стала бы. Как ни странно).

Меня убеждает в правоте читательская реакция: все по-разному понимают, какой текст «хороший», а какой «плохой».  Четкого, единого и однозначного мнения нет ни у кого.

А если есть разногласия – значит, все нормально. Значит, есть что обсудить и о чем поговорить. Значит, не скучно…

Поэтому я тут выскажусь – чем лично мне каждый текст или автор ДОРОГ в этих ДОРОГАХ, что я лично в них увидела.

Да, еще должна заметить – хотя тут, на Фантлабе это не отражено, но сборник начинается ПРЕДИСЛОВИЕМ. Вступительной статьей и ЛЕГЕНДОЙ о Хранителях Дорог. Советую обратить на нее внимание, потому что легенда образная, на мой взгляд, довольно любопытная. Ну, вот. А теперь – поехали!))

Поворот налево (2014) // Автор: Дмитрий Витер.  — Прочитав этот рассказ, я сразу поняла, что он – о лично пережитом (и это так и есть). Не смотря на фантасмагорию происходящего, горький жизненный опыт чувствуется моментально, и это придает и силы, и глубины тексту. Проза Дмитрия Витера всегда поэтична и прочувствована, и этим она мне нравится. Если сборнику нужна была капля взрослой серьезности и достоверного трагизма, истинного жизненного ужаса – то она в этом рассказе.

Гроб на колесах (2014) // Автор: М. С. Парфенов – Рассказ этот был написан давно, и знаю, что Михаил сомневался и даже не хотел публиковать его. Да, М.С. Парфенов, как автор, как раз сейчас входит в полную силу, и у него есть тексты сильнее. Но меня этот рассказ очаровал своей идеей – жуткая городская сказка о маршрутке-монстре, этаком смешении Нечто и Чужого, разъезжающей по трассам города. При этом Михаил, как автор интеллектуальный, склонный к реалистичному исследованию глубин человеческой души, не написал только лишь сказку. Он еще и попытался проанализировать и показать поведение людей в ситуации кошмара. В рамках небольшого рассказа он с этой задачей, на мой взгляд, справился великолепно.

Житель дороги (2014) // Автор: Алексей Жарков

Забавный рассказ Алексея Жаркова по теме чем-то совпадает с предыдущим текстом, но он как раз более сказочный, поэтично-фантастичный. Он более легкий, но и в нем есть некий флер ужаса и, если вдуматься, можно и некую мораль разглядеть. Вроде того, что: эй, путешественник! А не боишься ли ты стать вечным скитальцем? Эта мысль остается в голове читателя, как легкое эхо в горах. Пугает, но легко.

Что-то не отпускает никогда  (2014) // Автор: Андрей Сенников

А вот рассказ Андрея Сенникова – как и сказано в названии, «не отпускает долго». В первую очередь, за счет серьезности самого автора. Каждое слово здесь взвешено и отмерено. Обилие шоферской терминологии, доскональное знание предмета поначалу даже подавляет – автор вслед за своим лирическим героем настолько погружен в тему, что буквально живет в ней, уходит в себя. Ему нет дела до читателя, он мрачен, угрюм. Он абсолютно ДОСТОВЕРЕН. И сочувствие, все-таки пробуждаемое к нему в конце само по себе становится печальным катарсисом: вот оно как, мужик! Ну, что ж… Все там будем. Своеобразное мементо мори.

Попутчица (2014) // Автор: Алексей Шолохов   Этот рассказ написан по реальной дорожной легенде. Алексей проработал все детали, продумал и уложил в крепкий художественный текст, связал все логические ниточки и систему образов. Это грубоватая мужская проза. Но что мне всегда нравится в работах Шолохова – его исключительное моральное чутье, исповедальная правдивость и честность автора, позволяющего ему смотреть в глаза любой, даже самой ужасной человеческой мерзости – печально, с укором и внутренним стыдом, но без страха. Если б мне когда-нибудь на страшной дороге понадобился попутчик  (не в духе одноименного фильма ужасов))) – Лешу позвала бы первым.

До следующего раза (2014) // Автор: Юлия Ткачёва

С работами Юлии Ткачевой до этого рассказа не была знакома совсем. Текст понравился неожиданной концовкой, удивительно логичной привязкой современности и русской фольклорной мифологии. Хороший литературный язык. Юлия приятно удивила и буду рада знакомиться с ее текстами и в дальнейшем.

Мешок без подарков (2014) // Автор: Александр Подольский

Этот автор всегда поражает меня оригинальностью своего мышления. Александр Подольский всегда экстравагантен и непредставимо разнообразен, как индийские божества – такие многорукие, странные, фантастические. Догадаться, что Дед Мороз может быть ТАКИМ, и дорожная легенда – ТАКОЙ… Нет, это никому не под силу. Кроме Саши. Если дорожный сборник, как и любая дорога должна встречать неожиданными поворотами – вот вам рассказы Подольского. Оба.

Вечная мерзлота (2014) // Автор: Александра Давыдова

Полусонное покачивание поезда и отрывочные картинки в замерзшем окне – таким предстает перед читателем рассказ Саши Давыдовой. Саша сама опытная путешественница и умение удивляться неизвестному, видеть тайну в окружающем мире, наверное, у нее в крови. И она отлично сумела это передать в своем рассказе. К тому же здесь есть еще и про любовь, про встречи и расставания.

Узкая колея нашего детства (2014) // Автор: Олег Кожин

Кожина часто критикуют за сентиментальность и излишнюю многословность. Может быть, это справедливо. Но много ли есть авторов, у которых это многословие так интересно читать? Войти в рассказ Кожина – как вступить в реку. И уже плыть по течению, потому что другого не дано. Необычные пейзажи, неординарный способ путешествия и действительно жуткие сцены в конце. Этот рассказ просто застревает в голове. Еще одно мемент мори: подумай, путешественник, стоит ли выходить на такую дорогу? А любая дорога начинается в детстве.

Поезд 099 (2014) // Автор: Михаил Павлов

Реальный поезд, реальные люди… и нереальная действительность. Поэтичный и философский рассказ. Он на самом деле существует в двух плоскостях, на самом деле двоится: в нем есть плоскости буквального, художественного изображения, и мифа, притчевого подтекста, который зыбок так же, как тот зыбкий, иллюзорный мир, в котором движется поезд 099 (реальный поезд Москва-Казань). Где-то в этой притче скрывается какая-то мораль, но выразить ее словами невозможно, ее не ухватить мыслью, только чувством. Один из самых сложных текстов сборника, на мой взгляд. И самых простых – потому что похож на сон. Вернее, на полуобморочный кошмар в поезде.

Лишний вагон (2014) // Автор: Мария Артемьева

Продолжение темы кошмаров; рассказ, написанный по сюжету городской легенды.

Карты и иглы (2014) // Автор: Альберт Гумеров

Ужас идет по нарастающей: суматоха образов, реальных и разнообразных, попутчиков, жертв, дорог — увиденных как будто сверху самим Воландом. Местами непонятно, местами жутко. В дороге так часто бывает.

Ночь трассы (2014) // Автор: Илья Пивоваров

Над этим текстом нам с Ильей пришлось хорошо поработать. Не все в нем увязалось, не все уложилось. Но что в нем точно есть, и чем он мне лично понравился – прекрасно выписанной атмосферой. Автомобильная трасса. Лето. Жара. Юные автостопщики, в чем-то наивно-глуповатые, в чем-то – в конце концов мудрые. Им нельзя не посочувствовать. Их нельзя было не взять. Равнодушно проскакивать мимо голосующих детей?)) Это дурно.

Бог тошноты (2014) // Автор: Владислав Женевский

Есть люди, которым очень тяжко даются путешествия. Их укачивает. Тошнота буквально убивает для них прелесть путешествия. Я представила себе такого человека в пути – и поняла, что этот рассказ способен в чем-то его утешить. По крайней мере, поразительный финал рассказа укажет ему ту жуткую и фантастическую причину, по которой ему так хреново сидится даже у окошка в автобусе… А чувство юмора поддержит и спасет от ненависти к самому себе за неудачную физиологию)). Да здравствуют разнообразные боги! На них можно так много всего свалить.)))

«Принцесса Мария» (2014) // Автор: Александра Давыдова

Еще один тонкий проникновенный «девический» текст. Нежный. Беззащитный. Про море, корабль, про то, как легко заблудиться и пропасть в этом мире…

Хозяин туннелей (2014) // Автор: Александр Подольский

…даже если ты просто спустился в метро с надежным другом. Все равно не стоит зарываться и соваться туда, куда не просят. Даже там, где все кажется знакомым и изведанным – есть многое на свете, друг Горацио. Один из самых пугающих текстов сборника. Зло совсем близко, совсем рядом, и человек каждый день идет по краю гибели, даже не замечая этого. Отличный рассказ!

Изоляция (2013) // Автор: Александр Матюхин

Один из лучших рассказов Александра Матюхина. Он тоже о метро – самый привычный вид транспорта для современного горожанина. Но привыкнуть к метро – не означает, все в нем знать и понимать. По смыслу этот рассказ как бы дополняет предыдущий текст, но смотрит на предмет немного с другого ракурса. Обратите внимание, какие у людей в метро отрешенные лица. А.Матюхин особо подчеркивает: путешествуя там, под землей, мы каждодневно погружаемся в себя, в одиночество. И это тоже одна из опасностей…

Рейс (2014) // Автор: Дмитрий Козлов

Рассказ написан по реальной городской легенде. В чем-то простоват, в чем-то наоборот – изящен. У Дмитрия есть более сильные тексты, но и этот хорош — и в тему, и пугающий. Особенно, если прочесть его в самолете.

Собачка (2014) // Автор: Юрий Погуляй

Мне этот рассказ еще на Чертовой Дюжине понравился. Очень достоверно описана ситуация – обычная, ничем не выдающаяся поездка женщины с ребенком за город, в деревню… Поначалу подводит погода, заставляет их машину увязнуть в грязи… А затем, встретившись с непонятным злом, они увязают в трясине чужой, фантасмогорической реальности, из которой неизвестно как выбраться. Пугающий и мрачный рассказ. И очень атмосферный.

Стрелочник (2014) // Автор: Мария Артемьева

Рассказ о случайностях, влияющих на судьбу. Отчасти по реальным событиям.

Метастазы (2014) // Автор: Максим Кабир

Самый черный и жуткий рассказ сборника – о том, что случайность – это на самом деле неузнанная до поры, до времени закономерность. Максим Кабир – один из самых интересных и растущих авторов. Высшее мастерство литератора – писать так, чтобы художественный прием не был заметен. Максим – один из таких поразительных умельцев. Вот и этот рассказ — вроде бы текст как текст, местами с ошибками написан (корректоры исправили!)… А пробирает до дрожи.

Скорбный перегон (2014) // Автор: Олег Кожин

Рассказ написан по реальной городской легенде. В том смысле, что под Медвежьегорском и вправду рельсы «поют». А вот почему они поют – это уже безудержная фантазия автора, предлагающего весьма пугающую (и в чем-то остроумную) версию.

Деление с остатком (2014) // Автор: Ольга Дорофеева   Мне очень понравился этот рассказ. В нем – память о детстве, о «счастливых билетиках», и их свойствах. Он легкий, остроумный, светлый. Пусть и на Темной стороне иногда мелькает что-то вроде солнечного зайчика! Для контраста. Не все же черной краской мазать.

Самые свежие новости (2014) // Автор: Алексей Шолохов

Этим рассказом мы как бы замыкаем круг начатых тем: снова шоссе, пассажиры автобуса. Предчувствие катастрофы… И сама авария. Здесь все более мистично и фантастично, нежели в рассказе Дмитрия Витера, но ощущение невозможности вырваться из колеи вполне живое и достоверное. Предчувствиям стоит доверять.

Заброшенная дорога (2014) // Автор: Мария Артемьева

По мотивам городских легенд – напоминание о том, что нельзя войти в одну реку дважды. О дороге и возвращении домой. О том, что даже возвращаясь, вы не можете знать, к чему вас привела дорога. Дороги всегда что-то меняют.

Вот такое лично у меня представление об этом сборнике. Он сам по себе был для меня дорогой (и не только для меня). Надеюсь, и читателям он послужит хотя бы не скучным попутчиком в дороге. Удачи всем на Темной стороне и Темных дорогах!))

Страница книги на Фанталабе — Темная сторона дороги





457
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 ноября 2014 г. 19:50
Я бы тоже Алексея Шолохова позвал в попутчики на страшной дороге. Он большой, сильный и боксом занимается:)) (Серьёзно) Спасибо составителю за рецензию. Всегда интересно мнение человека, отбирающего тексты в тот или иной сборник. И, да! За вступление — отдельное спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2014 г. 04:54
))) Да, я человек практичный (про Шолохова и бокс) ))
И Вам — спасибо!)


Ссылка на сообщение19 ноября 2014 г. 20:58
Хм. С удовольствием куплю. Вот даже из-за серьезного такого представления.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2014 г. 04:56
Вот это — просто бальзам на душу) Не зря старалась))


Ссылка на сообщение19 ноября 2014 г. 23:36
О, не обращайте на меня внимания! Мне просто показалось, что здесь отписываются все, у кого ник на Х...
Черт, двусмысленно получилось...


Ссылка на сообщение20 ноября 2014 г. 13:13
Надо же, только сейчас в магазине держал в руках эту книгу! Правда стоит она не в разделе «Фантастика», а в «Русской литературе». Судя по аннотациям, тут почти все фантастика. Посоветовать продавцам переставить в более правильный раздел?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2014 г. 14:44
Хех... она даже на сайте издательства числится в современной классической литературе.
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2014 г. 04:53
Я им вчера дважды писала по этому поводу. Пока не возымело действия.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2014 г. 17:40
Да, вот в Читай-городе мне ее посоветовали искать в Современной русской прозе, правда и там не нашли. Надо будет еще им мозг посношать.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2014 г. 22:47
С ужасами и мистикой сейчас это обычная проблема. Т.к. это, по сути, и не фантастика, тут нужны скорее разделы по ужасам-мистики, а с ними пока проблемы. Но если будем и дальше выдавать такие книги и если эти книги будут пользоваться спросом стабильным — постепенно ситуация поменяется.


Ссылка на сообщение20 ноября 2014 г. 23:45
А на страничке издания предисловие есть: https://fantlab.ru/edition130584
Странно, что нет непосредственно на странице сборника.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2014 г. 23:49
я заявочку оставлял. пока тихо.


Ссылка на сообщение21 ноября 2014 г. 16:13
Жду, пока докатится до нашего славного города.
Такие дела.


Ссылка на сообщение21 ноября 2014 г. 22:54
А вот в саму книгу неплохо бы было добавить пару страничек под названием: «Об авторах»8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2014 г. 04:51
Думаю, вы правы.) На будущее учтем)
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2014 г. 12:15
Это кстати широко распространено на Западе. Выгодно отличает тамошние антологии от большинства отечественных. Благодаря краткой справке, начинаешь иначе воспринимать произведение и автора, особенно прежде незнакомого.
 


Ссылка на сообщение24 ноября 2014 г. 01:28
ну, если уж стали говорить о западных антологиях и сборниках, там весьма интересно почитать выписанные курсивом истории возникновения рассказов, то есть, кухню.
такие дела.


⇑ Наверх