О без грамотности


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «MikeGel» > О (без) грамотности
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О (без) грамотности

Статья написана 12 октября 2014 г. 20:00

Обратил внимание вот на какую штуку. Мои одноклассники, к литературе никакого отношения не имеющие, и однокурсники, тоже не имеющие, в абсолютном большинстве грамотные. Я далеко не самый грамотный среди них, хотя у меня грамотность где-то в районе 95%. Ни один из тех, с кем я переписываюсь, не филолог. По всей видимости, грамотность (опять-таки у всех) от начитанности, у меня, по крайней мере, от неё, потому что правил я не знаю от слова ‘вообще’.

Так почему же получается, что множество поступающих, скажем, в издательства или в редакции текстов малограмотные, неграмотные или вовсе безграмотные? О конкурсах и не говорю даже. Мало того, с чудовищными ошибками и ляпами пишут люди, опубликовавшие не один роман. Откуда, любопытно знать, растут, пардон, ноги? Ведь если человек способен к сочинительству, он должен интуитивно чувствовать язык, а раз так, писать грамотно, ну хотя бы – более-менее грамотно…

Я не то чтобы возмущаюсь, скорее – любопытствую. Хотя да — не скрою, меня раздражают безграмотные тексты, словно несвежая рубашка или сырая сигарета.





176
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 20:01
Раньше русскому учили на порядок лучше)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 20:04
Вот не думаю. Я попросту не помню ни единого правила, ну или почти.
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 20:32
жи-ши -пиши с буквой и :-)))
 


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 20:35
Вспомнил старый анекдот про урок русского в грузинской школе.
— Дэти, слова мыш и камыш пишутся с мягкий знак. А слова тарелька и вилька — бэз. Запомните это, дэти, потому что понять это нэ вазможна.


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 20:52
Мои одноклассники тоже не филологи. И тоже пишут почти без ошибок :-)
И учили лучше, и читали больше, но главное — были уверены, что писать с ошибками стыдно. Сейчас слишком многих это не беспокоит...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:04
Сейчас, мне сдаётся, стыдно писать без ошибок. :-(
Возможно, наше поколение — последние такие монстры, которые считают, что литератору подобает быть грамотным...
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:05
К счастью, нет. Дочка и ее друзья достаточно в этом вопросе старомодны :-)


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 21:22
Тоже из этого — грамотного — поколения. В школе (конкретно нашей) учили так себе, но требовали знания правил. Ну да, могла их пересказать. Но писала грамотно, на мой взгляд, исключительно потому, что невероятно много читала, а книги тогда к печати готовили куда серьёзнее и ответственнее, чем сейчас (беспредел в этом плане начался с 1991 года, точно знаю).
Когда начала работать в газете, многие правила пришлось вспомнить/восстановить. Нет, не для того, чтобы писать грамотно, а для того, чтобы аргументированно объяснять коллегам и авторам «самотёка», почему так, а не иначе.
Замечание насчёт одноклассников/однокурсников (да и вообще сверстников) подтверждаю. Встречались безграмотные уникумы, но они были исключениями, подтверждающими правило. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:10
Да, и в моей школе русскому учили так себе, а литературе настолько отвратно, что мне на всю жизнь отбили охоту читать русскую классику. Но навыки к чтению были у абсолютного большинства... И читало подавляющее большинство, а книги да... отредактированы были, видимо, близко к идеалу.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2014 г. 00:19
Вот практически то же самое хотел написать.


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 21:35
А у меня пунктуация «по ... пошла», ну или наоборот «с резьбы с''ехала» после того, как школьн.препод рус-лит пыталась вбить в меня какие-то правила: «ПОЧЕМУ, мол, пунктуационный знак туда, а не туда ставится?»
...а я знаю? до этого ставил «от балды», гораздо безошибочнее получалось...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:10
Я как ставил от балды, так и продолжаю. Но ошибаюсь редко, хотя, бывает, и ошибаюсь.
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:19
не «отучивали» стало быть ;) всякие ... ;)


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 21:41
Раньше не было вокруг такого количества безграмотного контента. Безграмотного во всем и везде — от рекламных вывесок и стоек до объявлений в трамвае и школьных учебников с ошибками. И это еще не говоря об интернете...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:11
Что — в самом деле школьные учебники издают с ошибками? Нет, правда?
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:15
Да. Правда. При случае можешь уточнить у Оксаны, еще с какими ошибками ...


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 22:13
Вот Мила, по-моему, ближе всего к истине. Только о соцсетях, микроблоках, смс-чатах забывать все-таки не стоит. По-моему, именно они дают жителям больших городов главный урок (без)грамотности.

Хотя, с другой стороны, на том же ФантЛабе полно малограмотных, учившихся в советских школах и советских вузах.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 01:16

цитата vvladimirsky

Хотя, с другой стороны, на том же ФантЛабе полно малограмотных, учившихся в советских школах и советских вузах.

А при проведении всероссийского диктанта есть статистика по возростам?
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 23:07

цитата тессилуч

А при проведении всероссийского диктанта есть статистика по возростам?


ой вы это специально? «возрост» от проверочного слова «рост»? :-)
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:15
Василий, я даже не безграмотности как таковой удивляюсь, а безграмотности людей, берущихся писать. То, что читатели фантастики не столь грамотны, как других жанров — как по мне естественно, и если начинали читать фантастику в девяностых — тем более. Но вот как получается, что безграмотны производители литературы — для меня нонсенс. Не единичные производители, а во множестве.
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 08:44

цитата MikeGel

я даже не безграмотности как таковой удивляюсь, а безграмотности людей, берущихся писать

А вот это совершенно другой вопрос. Говорят, что людей с дефектами дикции среди всего населения — 1%, а среди тех, кто выступает по радио и телевидению — 10% :-)))
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 14:36
:-)))


Ссылка на сообщение12 октября 2014 г. 22:43

цитата

По всей видимости, грамотность (опять-таки у всех) от начитанности.
Так почему же получается, что множество поступающих, скажем, в издательства или в редакции текстов малограмотные, неграмотные или вовсе безграмотные? О конкурсах и не говорю даже. Мало того, с чудовищными ошибками и ляпами пишут люди, опубликовавшие не один роман. Откуда, любопытно знать, растут, пардон, ноги?

Это удивительно, но многие писатели-фантасты практически не читают художественной литературы. Если же читают, то своих коллег-фантастов. Толстой, Достоевский, Золя, Диккенс – скучища и графомания. Бабель, Шолохов – ни-ни! Ахматова, Цветаева, Гумилев, Самойлов, Левитанский – да что вы! С ума сошли? Некогда нам читать. Нам свое писать надо… (C)
Сам собою вспоминается анекдот про чукчу :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:17
Да, мне кажется, основная причина как раз в этом. Хотя и не единственная. А вот интересно, как обстоят дела в других жанрах. Много ли безграмотных поэтом, сценаристов и мейнстримщиков.


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 01:13
Да всегда этого много было. Просто ты в редакциях не работал и в открытых конкурсах не участвовал. Ну и кроме того есть люди пишущие, сочиняющие «на слух» и прекрасно фонетически чувствующие язык не будучи при этом грамотными (в средние века вообще писать не умели, но сочиняли неплохо иногда). А есть грамотные, но языка не чувствующие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 03:19
Не работал в редакциях, угу. Но всё же не думаю, что так было всегда. Ну хотя бы потому, что советские книги издавались без единой ошибки, я даже опечаток не помню, зато те, что издают сейчас... особенно переводные — это тихий ужас.


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 10:03
upal kamen'' s dushi. Dazhe dva. Ja okazivaetsja v trende...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 14:37
В нём в нём. :)
 


Ссылка на сообщение13 октября 2014 г. 15:31
:beer:


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:03
Есть у меня одна теория. Серьёзная. Без шуточек. Но мне не хочется её излагать без использования мата.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:06
У меня нет запрета на мат, могу даже сказать, что мат приветствуется. :) Правда, я не знаю, в авторских колонках можно матом или нельзя. Сам на всякий случай избегаю.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:15
Попробую разок. Скрою. Если что — удаляйте смело )

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

теория в том, что благодаря популярности соц. сетей и прочих видов прямого общения по интенсивности равных речевому диалогу, письменная речь становится инструментом пиздежа (в смысле предельно огрублённого аналога болтовни). И когда человек рефлекторно общающийся примерно как комментаторы на ютубе или завсегдатаи ответов мейл.ру пытается не пиздеть, а излагать свои мысли, впечатления. Описывать окружающее ,как реальное, так и воображаемое — он физически не может делать это вне умения пиздеть. Замкнутый круг.
Или можно попробовать сказать, что это не безграмотность. Это письменный суржик.


Думаю я мог бы расписать это и без подобной лексики. Но... Хулиганю по маленькой.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:26
Любопытная теория, но всё же не думаю. что дело в ней.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Пиздеть-то
мы все горазды. Но всё же изложение мыслей в неспешной беседе и изложение их в художественном тексте — суть вещи разные. Зачастую литератор попросту косноязычен в быту. Сорокина взять хотя бы, он не может связать двух слов (заикание с детства), но как пишет! Высоцкий был довольно косноязычен в быту, да многие, собственно. Но не суть. Мне всё же кажется, что сетевой

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

пиздёж
ни при чём, если только человек не тратит на него 100% своих коммуникативных возможностей. :-)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:41
Я не в смысле вранья. Я в смысле логореи :)


ммм.. Сорокин как раз отличный пример. он может быть сколь угодно косноязычен в жизни. но при письме — работает самодисциплина.

У тех кого мы обсуждаем — даже нет самого механизма включения подобного изменения образа мыслей и их изложения. За ненадобностью.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 00:55
Так и я в том же смысле.
Кстати, русский мат, видимо, самый многогранный и выразительный язык из всех на планете Земля. Запретить его в литературе надо было умудриться. Вот какой, любопытно знать, глагол, кроме матерного, с каждой приставкой образует всеми узнаваемое действие, отличное от тех, что выражаются любой другой приставкой. :)
— на — обмануть
— об — надуть, выиграть
— с — сбежать
— вы — изнасиловать
— про — проиграть
— за — надоесть
— у — нокаутировать
— в — ударить
— под — дразнить
— по — остаться равнодушным
— до — доделать
— при- прийти
— пере — переделать, переломить
— раз — сломать

   Экое я лингвистическое исследование провёл. :)
   Однако мне кажется, мы всё же о разных индивидах говорим. Я о тех, кто берётся писать худло, будучи патологически безграмотным. :) И при этом умудряется найти потребителей на своё худло.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 01:15
а это, Майк, не вопрос грамотности-безграмотности . Здесь работаю совершенно другие принципы. И сетевой трэш тут действительно ни при чем.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 13:57

цитата MikeGel

 У меня нет запрета на мат
Зато на сайте в целом запрет есть.
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 14:11
Ну без него превратили бы сайт в помойку, это понятно. Жаль, нет такого понятия — мат в разумных пределах. :)
 


Ссылка на сообщение14 октября 2014 г. 16:38
Понятие есть. Разумных пределов нет — у всех свое представление об этом.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2014 г. 20:18

цитата MikeGel

мат в разумных пределах

О, узнаю: у нас на работе часто используется.
 


Ссылка на сообщение15 октября 2014 г. 20:39
В разумных? :)
 


Ссылка на сообщение15 октября 2014 г. 23:36
Ну, если потолок не почернел — значит, в разумных ;-)
Страницы: 12

⇑ Наверх