Любой качественный фантастический сериал «ближнего прицела» сталкивается с рядом ограничений и задач. Одно перетекает в другое...
— новинки в технике, которые нельзя свести только к «чуть более мощному двигателю автомобиля»;
— иной стиль. Не обязательно это будет совсем новый стиль, можно легко взять что-то их 30-50-70-х гг. Но переработать до такой степени, чтобы зритель сразу ощутил эту инаковость (причем надо перерабатывать очень много — начиная от нового интерфейса и завершая архитектурой);
— завтрашние проблемы. О них мы может знать уже не первое десятилетие, но вот герои должны столкнуться я с ними в сюжете;
— интригу, построенную хотя бы на двух из перечисленных авторов (проблема+стиль, проблема + изобретение или изобретение + стиль), иначе перед нами будет стандартная детективно-мелодраматическая история в новых декорациях.
— персонажи могут мыслить и говорить почти как современники, но кто-то из них должен быть носителем, хотя бы отчасти, «нового мышления».
С этими исходными установками создатели «За пределами» вообщем-то справились, и местами весьма хорошо.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
— пришельцы, которые пытаются вбить что-то в головы космонавтам на орбите, а очередная гражданка возвращается оттуда беременной;
— метеорит с эликсиром жизни, который питает одного известного корпортивщика;
— родившийся метис — человек/пришелец — который обладает очень серьезными личными возможностями, но при том мягкой психикой...
Это верхний уровень, увы, стандартных и заезженных идей. Второй:
— искусственная плацента, которая позволяет украсть ребенка у беременной астронавтки;
— пластиковая бомба с очень специфическими детонаторами;
— вращающаяся часть орбитальной станции — смогли изобразить.
— хорошо смотрелись прозрачные пластинки новых мобильников.
Увы, за все 13-ть серий не удалось мне увидеть оригинальное фантастическое допущение. Авторы пытались спасаться сюжетом, интригой, драйвом.
Временами получалось, но бесконечному росту скоростей препятствовала стилистика сериала (да, вот так...): культурно-аккуратная обстановка, без таранов стен и кишок на дверных ручках. Аккуратные прически персонажей. И даже места порока, фактически наркоманские притоны, показаны чем-то вроде прилизанных игровых клубов.
Ставка и была сделана на «уютную деталь»: вот вам хороший дизайн лаборатории, вот батареи в маленьком роботе — как они выдвигаются из спины. Вот «забрало» скафандра — сморится эргономично. Дизайнеры и актеры второго плана буквально вытягивают сериал, когда с 5-6 серии начинаешь довольно сильно скучать...
И еще — отработка «проблем второго плана»: жена возвращается из космоса беременной, причем в глюках — с ней был первый ухажер, а муж на Земле — доделал и запустил мальчика-робота, которого любит, и считает практически человеком, своим сыном...
Актеры, кстати, подобраны неплохо, и если их не заставляют изображать что-то уж совсем запредельное — справляют на «очень хорошо». Ребенок — тоже.
Но не потянули авторы серьезного прогноза в политической проблематике или геополитических разборок. Мелькают какие-то условные «террористы против роботов/инопланетян» — но начисто отсутствует тот павлиний хвост группировок или политических партий, который вырастает из любой серьезной проблемы.
Интриги местных спецов — выглядят бледновато, и ограничиваются, опять-таки, уровнем компетенции главной героини и её мужа — они ведь должны будут не раз и не два обвести спецов вокруг пальца.
Итого: сериал тщательно «заточен» под спокойное, без нервов и адреналина, созерцание. Вот вам тайна, вот побег, вот что-то похожее на убийство, вот полет в космос. Зритель видел все это уже много раз, его не удивишь, не напугаешь. Требуется, чтобы он разглядывал мелкие детали. Второй план.
А зачем еще нужны сериалы?
Так что этот сериал я рекомендую посмотреть, если вы потом точно не будете жалеть о потерянном времени...
И, да, для тех кто только начинает знакомство с жанром — сериал потом станет чуть не энциклопедией.