Феномен Flёur
Особнячком стоит украинская группа Flёur. Пишется именно так. Значение названия группы можно искать во французском языке (fleur — цветок), в русском (флёр — покров таинственности), у Бодлера (цветы зла). Особенностью коллектива является отличие музыки от какого-либо жанра — это не рок, не бардовская песня, не фолк, не этническая музыка, не городской романс, это... flёur.
Хотя сейчас у команды довольно пестрый состав, душа Flёur — это две вокалистки, они же создательницы группы, они же авторы стихов и музыки — Ольга и Елена. Оригинальность Flёur выражается не только в названии и отказе от обычных музыкальных жанров, она в самой судьбе команды и ее творчестве. Первые альбомы группа записывала не на Украине, и даже не в России, а во Франции, хотя поют они песни на русском языке.
Первый альбом, а точнее три первых альбома представляют собой сразу трилогию: прикосновение, волшебство и сияние, — что можно считать редкостью. Бывает, исполнители выпускают сдвоенные альбомы (сразу на двух дисках), бывает, — составляют дилогии из двух годовых альбомов (именуя их «Часть 1», «Часть 2»); а тут три самостоятельных альбома — названия которых можно перефразировать как «Прикосновение Flёur», «Волшебство Flёur» и «Сияние Flёur», — составляют «Трилогию Flёur».
Итак, Flёur это две девушки, два характера, два мира, объединенные словом и музыкой в единое целое. Такое разделение происходит еще и потому, что девушки чередуют песни, нам раскрываются два мира, живущие параллельно — и мы оказываемся свидетелями того, как они сближаются, мы видим каждый из миров и можем сравнить их между собой. Две героини Flёur — это две противоположности, будто Инь и Ян, эмоциональность и рассудок, сила и слабость. Причем, на ранних альбомах Ян выражен не так чтобы вяло, не выражен никак. Рифмы глагольные или случайные, образы типичные. Большее на что способно сильное начало раннего Flёur — это идти рядом, или даже чуть позади («Я иду по твоим следам...»). Эмоциональное начало вынуждено брать на свои хрупкие плечи слишком многое, и чувствуя, что ноша эта непосильна, оно задыхается, тексты трагичны, образы резки и надрывны, голос полон отчаяния.
Это так сладко. / Это так жестоко — / заключить Вечность / в одно мгновенье...
И умереть / в раскаленном потоке, / чтоб танцующий бог / мог получить наслажденье.
Большинство ранних текстов безысходны и большее, что позволено Инь — надеяться. Вероятнее всего, такая расстановка сил — была задумана и выражает концепцию группы, потому что с каждым новым альбомом Ян растет и набирает силу, обогащается образами, укрепляет голос.
Она плавает в формалине. / Несовершенство линий. / Движется постепенно. / У меня её лицо её имя,
Свитер такой же синий, — / Никто не заметил подмены...
Настроение Инь все еще надрывное, но она уже почувствовала перемену.
Мы накажем друг друга высшей мерой отчаяния / Для того чтоб из памяти этот вечер изъять.
Здесь одна только пуля... Не огорчайся, — / я кручу барабан, эта пуля — моя...
И теперь мне точно известно, / Насколько все это всерьез. / Потому что молчание ведь это тоже / Ответ на мой нелепый вопрос.
На третьем альбоме, Инь и Ян идут почти на равных, Ян начинает понимать свое предначертание, свою миссию, смиряется с ней.
В этот кокон из стёкол и рам / Не проходит тьма или свет. / Может, будет бабочка там, / Может быть, может — нет.
Может, вырастут новые крылья: / Красота, доброта.
И расправить их будут силы. / Может, нет, может, да.
Наконец, противоположности соединяются. Трилогия Flёur заканчивается тем, что две половинки обретают общую единую дорогу, которая кажется бесконечной, о которой хочется и не страшно сказать — «навсегда»:
Холодам вопреки / Оживают ростки, / Прибывает луна, / И плывут мечты сквозь года,
Сквозь морские приливы, / Сквозь апрельские ливни. / Я хочу, чтоб так было всегда.
На первом альбоме после трилогии — «Все вышло из под контроля», — Ян оказывается уже даже более ярким и сильным. Настроение Инь теперь уже светлое, в нем нет больше безысходности. Как спутник Ян, она готова смириться и бороться с окружающей действительностью, готова поддерживать и создавать уют. Мир непрост, будто бы признает она, в нем есть печали и смерть, но путь наш наполнен смыслом, прекрасен, потому что освещает эту дорогу наша Любовь.
Посреди бескрайних просторов, / Под стынущими облаками, / Скользят киты и огромные волны / Рассекают плавниками.
Я плыву вместе с ними, / Преодолев невозможное. / Просто плыву, не думая / О будущем и не помня о прошлом.
А теперь о феномене. Песни Flёur это глубокий многоуровневый мир, в котором можно найти образы фэнтези, детали городского романса, состояние человеческой души в современном, пронизанном массовой информацией мире, их действие даже может происходить вне нашей вселенной, на высоте богов.
Они изменили / орбиты планет, / и звездам теперь / не избежать столкновений
Танцующий бог / смеялся и плакал, — / он забылся в экстазе / от восхищения...
Прошлое, настоящее, будущее перемешиваются. Но не только время-пространство — материал для творчества Flёur, образы скользят от человека к отдельным его частям.
Как же ты мне надоел, / Мучительный орган. / Слабый, вечно больной, / Кровоточащий.
Я не могу уснуть / Ни днем, ни ночью, / Ты изнутри долбишь / Тонкую оболочку.
Образы поднимаются на уровень всего человечества.
Я незаметно на дереве в листьях / Наполняю жизнь свою смыслом, / Пряду свою тонкую нить.
Нас очень много на дереве рядом, / И каждый рожден шелкопрядом, / И прядет свою тонкую нить.
Трудно сказать, является Flёur случайным явлением или признаком зреющей тенденции в современном поэтическом слове. Одно можно утверждать точно, Flёur не может пройти бесследно, Flёur это что-то неповторимое и может быть, чуть-чуть опережающее время.