«Закрытый показ» смотрю редко, так как в нашем эфире он идёт ещё позже, чем в российском — я обычно в это время уже сплю. Но «Юрьев день» привлёк моё внимание давно, поэтому вчера я посмотрела и сам фильм, и последовавшее за ним обсуждение, а сегодня устроила «продолжение банкета» — почитала отзывы в интернете. Полный спектр — от «гениально» до «фтопку».
Да, фильму (и съемочной группе) крепко досталось...
А мне, знаете, очень понравилось.
Я увидела трагедию женщины по имени Любовь, которая не просто утратила самое дорогое — сына Андрея, но поняла, что у неё этого самого дорогого и не было никогда, что обладание им было иллюзией, которая развеялась на ветру, растворилась в воздухе. На фоне такой потери теряет смысл всё — материальное благополучие, карьера в Европе, репутация, будущее, прошлое, честь и достоинство, красота, цвет волос... и даже творчество. Я уж не говорю о жизни как таковой.
Вообразите себе на секунду, что вы потеряли близкого — любимого! — человека. Жуткое стечение обстоятельств, страшный сон — человек был и вдруг исчез, навсегда, насовсем, и никто не поможет его вернуть, ни милиция, ни добрые или не очень добрые люди, ни даже Бог. Вообразили? Теперь растяните это мгновение кошмара и представьте себе, что в нём придётся жить.
Вот героиня и живёт, проходя испытание за испытанием, и держится лишь благодаря надежде, что сын всё-таки найдётся. Постепенно она приходит к пониманию того, что они с сыном были друг для друга незнакомцами; она ищет его черты в посторонних людях и находит — что приводит лишь к новым испытаниям. Она несколько раз перерождается, и все её превращения мастерски сыграны Ксенией Раппопорт.
Среди тех, кому фильм не понравился, можно выделить две многочисленные группы:
1. Обнаружившие чернуху.
Ну да, есть. Много. Фильм, в принципе, не для слабонервных, не для детей (я не только о возрасте — о состоянии души). А чего вы хотели? Жизнь состоит не из одних лишь радостей, у неё имеется темная сторона. Эту темную сторону режиссер нарочно делает ещё темней, таков его приём — рискованный, как выяснилось. Для многих лекарство оказалось невыносимо горьким.
Кстати, меня поразило до глубины души страстное желание ряда зрителей доказать, что «так не бывает». Как дети малые, честное слово. Малые и слепые. Достаточно посмотреть внимательно по сторонам, поразмыслить о том, кто и как живёт... а ещё можно свернуть с привычного маршрута и посмотреть, как выглядит твой город с другой стороны. Только осторожнее! Не то останетесь там, как осталась героиня фильма.
2. Оскорбившиеся.
Многие недовольны тем, что режиссер Серебренников изобразил российскую глубинку в виде настоящего ада. «Есть ли жизнь за МКАДом, нет ли жизни за МКАДом...» Я, повторюсь, восприняла этот фильм как трагическую историю отдельно взятой женщины, на чьем месте может оказаться любой, и не увидела никаких оснований к выходу на глобальный уровень вроде противостояния «народ» — «интеллигенция». Нет, в фильме очень многое связано с непониманием, да и наличие двух параллельных миров прослеживается невооруженным глазом (или даже не двух), но главное не в этом.
И тут опять звучали крики «Так не бывает!» Даже и не знаю, как такое комментировать. Вот как-то раз, когда я из Москвы домой возвращалась, нас через таможню не пропустили — там была авария. Пришлось искать другую дорогу, ехать через маленькие городишки, постоянно останавливаться, спрашивать направление, т.к. ни единого указателя нигде не было. Было 100% ощущение, что мы провалились в прошлое лет на 15-20 — то самое ощущение, о котором говорит героиня фильма в самом начале.
Нет, жизнь за МКАДом, безусловно, есть. Плохая или хорошая — это виднее тем, кто там живёт. Но если изображенные на экране проблемы так сильно задевают — это, ИМХО, вернейший показатель того, что они всё-таки существуют.
А кстати, кстати... если принять за основную идею фильма именно параллельность миров и учесть результаты обсуждения, то остается лишь признать правоту Серебренникова: у каждого из нас своя Россия (Молдова, Украина, Германия...) и мы, порою, не можем понять и принять тот факт, что каждый, по сути дела, в своём собственном мире абсолютно одинок.
Ну, разумеется, многим фильм просто не понравился, и это нормально. Не берусь рассуждать о тех, кто ничего не понял — меня вообще такая позиция всегда пугает, т.к. возникает подозрение, что я вижу/слышу/читаю инопланетянина, поскольку есть вещи, которые не понять нельзя.
Кое-кто пытался найти аналоги фильма в зарубежном и российском/советском кинематографе, причем как в положительном, так и в отрицательном контексте. Честно признаюсь, что тоже думала про «Сайлент Хилл» — но его я оцениваю очень высоко и не считаю развлекательным фильмом (а если критик, который вчера участвовал в обсуждении у Гордона, считает его именно таким, то я боюсь себе представить, какие у этого человека развлечения).
Я также думала про аниме «Мидори», о котором уже писала когда-то. Можно вспомнить и другие фильмы, но зачем? «Юрьев день» вполне понятен и сам по себе.
Кстати, ещё я вспомнила графическую новеллу из цикла «Песочный человек» — «Надежды живут в аду». Их с фильмом объединяет, если можно так выразиться, атмосфера финала.
И о финале, который тоже вызвал много споров. Я его считаю, скорее, оптимистическим. Таково моё мнение.