Закрытый показ Юрьев


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Verveine» > "Закрытый показ": "Юрьев день"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Закрытый показ»: «Юрьев день»

Статья написана 11 апреля 2009 г. 14:40

«Закрытый показ» смотрю редко, так как в нашем эфире он идёт ещё позже, чем в российском — я обычно в это время уже сплю. Но «Юрьев день» привлёк моё внимание давно, поэтому вчера я посмотрела и сам фильм, и последовавшее за ним обсуждение, а сегодня устроила «продолжение банкета» — почитала отзывы в интернете. Полный спектр — от «гениально» до «фтопку».

Да, фильму (и съемочной группе) крепко досталось...

А мне, знаете, очень понравилось.

Я увидела трагедию женщины по имени Любовь, которая не просто утратила самое дорогое — сына Андрея, но поняла, что у неё этого самого дорогого и не было никогда, что обладание им было иллюзией, которая развеялась на ветру, растворилась в воздухе. На фоне такой потери теряет смысл всё — материальное благополучие, карьера в Европе, репутация, будущее, прошлое, честь и достоинство, красота, цвет волос... и даже творчество. Я уж не говорю о жизни как таковой.

Вообразите себе на секунду, что вы потеряли близкого — любимого! — человека. Жуткое стечение обстоятельств, страшный сон — человек был и вдруг исчез, навсегда, насовсем, и никто не поможет его вернуть, ни милиция, ни добрые или не очень добрые люди, ни даже Бог. Вообразили? Теперь растяните это мгновение кошмара и представьте себе, что в нём придётся жить.

Вот героиня и живёт, проходя испытание за испытанием, и держится лишь благодаря надежде, что сын всё-таки найдётся. Постепенно она приходит к пониманию того, что они с сыном были друг для друга незнакомцами; она ищет его черты в посторонних людях и находит — что приводит лишь к новым испытаниям. Она несколько раз перерождается, и все её превращения мастерски сыграны Ксенией Раппопорт.

Среди тех, кому фильм не понравился, можно выделить две многочисленные группы:

1. Обнаружившие чернуху.

Ну да, есть. Много. Фильм, в принципе, не для слабонервных, не для детей (я не только о возрасте — о состоянии души). А чего вы хотели? Жизнь состоит не из одних лишь радостей, у неё имеется темная сторона. Эту темную сторону режиссер нарочно делает ещё темней, таков его приём — рискованный, как выяснилось. Для многих лекарство оказалось невыносимо горьким.

Кстати, меня поразило до глубины души страстное желание ряда зрителей доказать, что «так не бывает». Как дети малые, честное слово. Малые и слепые. Достаточно посмотреть внимательно по сторонам, поразмыслить о том, кто и как живёт... а ещё можно свернуть с привычного маршрута и посмотреть, как выглядит твой город с другой стороны. Только осторожнее! Не то останетесь там, как осталась героиня фильма.

2. Оскорбившиеся.

Многие недовольны тем, что режиссер Серебренников изобразил российскую глубинку в виде настоящего ада. «Есть ли жизнь за МКАДом, нет ли жизни за МКАДом...» Я, повторюсь, восприняла этот фильм как трагическую историю отдельно взятой женщины, на чьем месте может оказаться любой, и не увидела никаких оснований к выходу на глобальный уровень вроде противостояния «народ» — «интеллигенция». Нет, в фильме очень многое связано с непониманием, да и наличие двух параллельных миров прослеживается невооруженным глазом (или даже не двух), но главное не в этом.

И тут опять звучали крики «Так не бывает!» Даже и не знаю, как такое комментировать. Вот как-то раз, когда я из Москвы домой возвращалась, нас через таможню не пропустили — там была авария. Пришлось искать другую дорогу, ехать через маленькие городишки, постоянно останавливаться, спрашивать направление, т.к. ни единого указателя нигде не было. Было 100% ощущение, что мы провалились в прошлое лет на 15-20 — то самое ощущение, о котором говорит героиня фильма в самом начале.

Нет, жизнь за МКАДом, безусловно, есть. Плохая или хорошая — это виднее тем, кто там живёт. Но если изображенные на экране проблемы так сильно задевают — это, ИМХО, вернейший показатель того, что они всё-таки существуют.

А кстати, кстати... если принять за основную идею фильма именно параллельность миров и учесть результаты обсуждения, то остается лишь признать правоту Серебренникова: у каждого из нас своя Россия (Молдова, Украина, Германия...) и мы, порою, не можем понять и принять тот факт, что каждый, по сути дела, в своём собственном мире абсолютно одинок.

Ну, разумеется, многим фильм просто не понравился, и это нормально. Не берусь рассуждать о тех, кто ничего не понял — меня вообще такая позиция всегда пугает, т.к. возникает подозрение, что я вижу/слышу/читаю инопланетянина, поскольку есть вещи, которые не понять нельзя.

Кое-кто пытался найти аналоги фильма в зарубежном и российском/советском кинематографе, причем как в положительном, так и в отрицательном контексте. Честно признаюсь, что тоже думала про «Сайлент Хилл» — но его я оцениваю очень высоко и не считаю развлекательным фильмом (а если критик, который вчера участвовал в обсуждении у Гордона, считает его именно таким, то я боюсь себе представить, какие у этого человека развлечения).

Я также думала про аниме «Мидори», о котором уже писала когда-то. Можно вспомнить и другие фильмы, но зачем? «Юрьев день» вполне понятен и сам по себе.

Кстати, ещё я вспомнила графическую новеллу из цикла «Песочный человек» — «Надежды живут в аду». Их с фильмом объединяет, если можно так выразиться, атмосфера финала.

И о финале, который тоже вызвал много споров. Я его считаю, скорее, оптимистическим. Таково моё мнение.





335
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 апреля 2009 г. 18:16
Я вчера тоже посмотрел фильму эту. В принципе, достойное кино. Но претензий немало.
Затянутость
Некоторые сцены и общие планы режиссер, такое ощущение, снимал, вспоминая Тарковского. Имхо, меры недостало.
«Недопритча»
Вчера у Гордона долго спорили: притча, дескать, этот фильм или отображает действительность. На мой взгляд, Серебренников застрял где-то посередине. Вот это и плохо, имхо. До притчи фильм не дотягивает. Аллегории получились либо невыразительные, либо примитивные, в лоб, что называется. К действительности фильм тоже имеет весьма опосредованное отношение. Т.е. всё показано «чрезмерно», гротескно и местами сильно неправдоподобно. Ну, например, самое начало – приезжают они в этот городок, спрашивают у людей, как называется речка. А с ними никто не разговаривает. Т.е. четыре человека, им в лицо задают вопрос, а они тупо уходят. Это небылица. Т.е. я понимаю, что хотел режиссер этим сказать, но это не «тонко».
То же самое с попом. Понятно, опять же, что вот есть, дескать, служитель религиозного культа, который заботится только о сайдинге, а есть, типа, простые люди, поющие в хоре. В этом пении они находят некое единение, не только друг с другом и с самим собой, но и с некой патриархальной духовностью (не хочу говорить про религиозность). Понятно, что метафора, но опять же – грубо.
Всё это уже было.
Кроме приводившегося примера с «Сайлент Хиллом» (ведь действительно — один в один практически по сюжету), я не мог избавиться мысленно от германовского Ивана Лапшина Любая сцена с участием деревенского порфирия петровича, при всей крутизне актера, сыгравшего эту роль (Сосновский, кажется) – напоминало мне о Лапшине. Стиль поведения – один и тот же. Не знаю, может это мои личные тараканы…
Игра актеров.
На высоте, тут ничего сказать не могу плохого. Абсолютно все, начиная с пропавшего Андрея, заканчивая больными в этой душегубке, выложились на сто процентов. Единственное, что не понравилось – сольное пение. Полное несоответствие голоса Раппопорт и голоса оперной певицы, ни по тембру, ни по интонации. Слух резало. Да и рот она неправильно «открывала» ))

Резюме простое. Фильм не без недостатков, но все же хорош. А также многослойный и многозначный. И согласен с продюсером (не помню ее фамилии), которая у Гордона в передаче сказала, что лично для нее это просто фильм о людях, которые исчезают. Для меня — почти то же самое. Правда, Серебренников, думаю, снимал фильм все же не про это.

PS Кстати, интересная вещь. Помните, вчера говорилось о членах жюри, которые, посмотрев этот фильм, почти единодушно решили, что он ни за что не победит. А потом, день за днём, постепенно мнение менялось. У меня, похоже, тоже самое. Послевкусие очень интересное. И сегодня фильм нравится мне уже больше, чем вчера сразу после просмотра )).

PPSS И Серебренников — большая умница, что не стал ничего разжёвывать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2009 г. 19:34
Чтобы разобраться со всеми метафорами и аллегориями фильм, наверное, надо пересмотреть ещё раз. 8-)

цитата duke

спрашивают у людей, как называется речка. А с ними никто не разговаривает.


Да, этот эпизод получился невнятным, согласна. Горожане то ли испуганы, то ли удивлены глупым вопросом, то ли сами не знают названия. Непонятно.

цитата duke

Понятно, опять же, что вот есть, дескать, служитель религиозного культа, который заботится только о сайдинге


Тут чуть-чуть сложнее всё. Чтобы этого попа понять, мне точно надо ещё раз сцену увидеть. Во время обсуждения кто-то сказал: «А вы попробуйте построить церковь!» — или как-то в этом духе. У храма есть материальное воплощение, его нужно красить, ремонтировать, достраивать и перестраивать... и на всё деньги нужны.
Не всякий ведь может раздвоиться, как Янус Полуэктович у Стругацких, на учёного и администратора. Приходится заниматься и тем, и другим — с риском, что вторая половина съест первую.

цитата duke

не мог избавиться мысленно от германовского Ивана Лапшина


Не смотрела, поэтому ничего не могу сказать.
Что касается Сайлент Хилла, сходство скорее внешнее, чем сущностное. Там-то был город грешников, которых настигло справедливое возмездие, а тут — нечто иное. Заблудшие, отчаявшиеся души, но не грешники. И надежда есть не только для героини — для многих.
Я уж не говорю о том, что в СХ героиня свою дочь всё-таки нашла.

цитата duke

Единственное, что не понравилось — сольное пение.


Да, это многие отметили.

цитата duke

И согласен с продюсером (не помню ее фамилии)


Мокрицкая. Вот тут стенограмма, кстати, имеется: http://www.1tv.ru/gordonkihot/pr=...

цитата duke

А потом, день за днём, постепенно мнение менялось.

Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как у некоторых людей меняется мнение о чём-либо (о фильме, о книге... в том числе и моей :-)))) Это любопытный процесс. И не всякий способен признать, что был неправ хотя бы частично...
Гейман о каком-то своем рассказе говорил, что он «вирус».
Так и здесь — «фильм-вирус». Действует не сразу. :-)

цитата duke

И Серебренников — большая умница, что не стал ничего разжёвывать


Попытка объяснить — особенно в такой ситуации! — приравнивается к попытке оправдаться и, в сущности, к признанию поражения. Он промолчал — и правильно!


Ссылка на сообщение11 апреля 2009 г. 20:23

цитата Verveine

Попытка объяснить — особенно в такой ситуации! — приравнивается к попытке оправдаться и, в сущности, к признанию поражения. Он промолчал — и правильно!

По поводу Гордона и Серебренникова. Режиссер, конечно, сто раз прав, обозвав передачу циничной, но с другой стороны, не будь Гордон таким циником, и передачи ведь, наверное, не было. Т.е. может быть и была, но только на канале «Культура». А хочешь об искусстве поговорить с многомилионной аудиторией — милости просим или к Гордону, или в «Школу злословия», например.


Ссылка на сообщение13 апреля 2009 г. 14:53
Фильм вязкий и страшный. До сих пор вспоминаю, как у нас в 90-х часто крутили по местному ТВ объявление о пропаже мальчика, звали его Костя, лет 10, со сломанной рукой. Годы шли — а объявление и фото на ТВ всё появлялось. Мне всегда было страшно натыкаться на это объявление. Вот так увязнешь, и жизнь не мила становится, и уже не сына ищешь, а незнамо чего... Фильм хорошо передал это меняющееся состояние души.


Ссылка на сообщение13 апреля 2009 г. 17:23
Глупая и пафосная дидактика. Честно говорю, я досмотрел фильм.


⇑ Наверх