В фильме много смыслов и слоёв — Миядзаки всегда работает основательно — но один показался мне ярче всех прочих.
Молодость индустриальной эпохи.
Не детство и отрочество паровых машин и ажурных клепаных конструкций.
А именно молодость.
Когда индустрия бешеным темпом переделывает, переиначивает сельскую страну. Когда на все вещи второго плана просто нет денег — самолеты от завода везут к аэродрому на волах. Когда за несколько лет от телег и единственной железной дороги все вокруг переходит к грузовикам и самолетам.
Это не такой простой переход — все равно, что верблюду протискиваться сквозь игольное ушко.
Все очень узнаваемо в мультфильме.
Недавний провинциальный паренек, который кладет жизнь на то, чтобы самолеты стали быстрее и манёвреннее. Его сны волшебны, сколько в них от прошлых фильмов Миядзаки с летающими замками и островами. легкость, романтика, безбрежные просторы. А реальность — почти документальна.
Это разговоры по углам «когда мы пробегаем разницу десять лет всего за три года, черепаха успевает уползти вперед еще на пять лет».
Бешеные запросы военных и тотальная нехватка времени. «Проклятые ... моторы и проклятые ... короткие палубы» — название скольких стран можно поставить вместо многоточия?
И при этом — успехи.
Здесь — хорошее крепление крыльев. Там — удачно скопированный двигатель. Отличный самолет — как признак зрелого инженера. Элегантность частных решений, которая складывается в красоту сложнейших конструкций. Которые будут убивать других людей и сами сгорать в огне сражений.
Да, индустрия тогда танцевала с дьяволом.
Но в ней был великий смысл — который сейчас, в уже накрепко урбанизированном, вроде как стабильном и никуда не рвущемся обществе — не сразу и поймешь.
Работая на войну, прогибаясь перед очередными требованиями военных, стремясь (искренне!) защитить свои страны — конструкторы в итоге укротили дракона тотальной бойни.
Она стала слишком страшной, чтобы начинать её ЕЩЕ РАЗ.
Не все заводы, не все «технологические зоны» дожили до победы. Как многие люди не доживают...
Такое вот «отражение прошлого», когда новый шпиндель еще решает судьбы целых коллективов, а кто кому станет врагом, еще не записано на страницах учебников — можно увидеть в мультфильме.
Это вполне могла быть биография молодого Королева (и как раз можно упомянуть о его учителе Бартини). Или фон Брауна. А может быть — начинающего Форда.
Все ужасы и победы еще впереди.
А пока есть только молодость, расчеты и любовь.