Основная претензия к фантастике – особенно той, что эксплицитно имеет дело с насущными и сложными вопросами – та же, что и к текстам иных рок-песен: слишком много декларативности. Выстраивать достаточно технически сложную сюжетную и антуражную конструкцию только затем, чтобы быстро отстреляться по «проклятым вопросам» какими-нибудь цитатами из Платона или же доморощенным анализом многим кажется оверкиллом; игнорировать же изобилие в тексте проклятых вопросов, расслабляться и получать удовольствие, выходит далеко не у всех – многие еще по старинке, памятуя о необходимости соразмерять средства с целью, пытаются возражать, что ежели все эти вопросы не важны, то на хрена же их тогда и вообще выписывать, не проще ли на парочку зомби побольше в текст подкинуть? То есть, идея сделать из Платона и Макса Вебера фотообои – не такая уж плохая идея, на самом деле, почему бы и нет, из всех делают, а Платон что, отдельная какая-то цаца? но тогда нужно это тоже как-то обозначить: вот у нас на стене висит Платон, мы этим ничего не хотим сказать, кроме того, что он мужик красивый и бородатый. Фантасты же очень часто мужества это заявить не имеют и, как говорят в сети, на сложных щщах принимаются из Платона городить «философию» – и вот это несоответствие, что называется, избранной стратегии выхлопу – и обеспечивает представление о фантастике как о виде искусства, которому суждены благие порывы, но свершить ничего не дано.