Malcolm Mackay
«How A Gunman Says Goodbye» начинается там, где закончился предыдущий роман трилогии. Молодой наемный убийца Калум Маклин залечивает раны и не спешит выходить на работу: у хитменов тоже бывают больничные. Зато с такого больничного возвращается другой хитмен, работающий на местного криминального босса Джеймисона, — Фрэнк Маклеод, восстановившийся после операции. Маклеод ветеран убийственного бизнеса, начинавший как фрилансер, а позже перешедший под крыло Джеймисона, регулярно выполняя его поручения. Маклеоду уже за 60, но он не планирует выходить на пенсию. Он жаждет работы, и он ее получает. Джеймисону нужно убрать мелкого дилера, молодого пацана с большими планами. Маклеод ожидает легкой работы, но попадает в ловушку. Джеймисон идет против неписаных правил и вызывает Калума на помощь Фрэнку. А неписаное правило гласит: если хитмен допустил ошибку, организация ему не помогает, он теперь сам по себе.
Первый роман трилогии «The Necessary Death of Lewis Winter» был добротной историей о жизни наемного убийцы, хотя несколько предсказуемой. Продолжение более интересно в сюжетном плане. Чаще всего мы читаем о действующих хитменах, их убийствах, но редко нам доводится увидеть, а что бывает, когда убийца оступается. Как наемный убийца прощается – с этим миром. Ситуация получается по-настоящему комплексной: босса и подчиненного-киллера связывает не только бизнес, но и многолетняя дружба.
Калум в этом романе несколько уходит в тень, хотя и играет важную роль. У молодого хитмена есть время подумать, в том числе и над тем, что такое – убивать по заказу. Наемные убийцы в книгах практически не задумываются над тем, что они такое, как они укладываются в современное общество, что их ждет впереди. Чаще всего им даже некогда задумываться, их жизни всегда что-то угрожает. В книгах Маккея хитмены осознают свое назначение, в каком-то смысле даже медитируют над своей профессией.
Еще один любопытный момент, который можно заметить в этих книгах – Маккей почти не использует слов hitman, gun for hire, hired killer, предпочитая им всем gunman. Это определение имеет вроде бы нейтральный оттенок – человек с пистолетом, то есть не убийца, просто вооруженный человек. Возможно, Маккей таким образом уходит от клише и пытается создать свою вселенную, такую, где есть gunmen, но не hired killers.
Прогресс в сравнении с первой книгой очевиден, есть повод надеяться, что завершающий роман будет еще лучше.