Legends of the


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Legends of the Fall
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Legends of the Fall

Статья написана 31 марта 2009 г. 18:24

На очереди, еще один шедевр — «Сердце ангела» Алана Паркера.

Металлические решетки старомодного лифта захлопываются с оглушительным лязгом. Его выбор уже сделан, и это путешествие уже не имеет вариантов — вниз или вверх. Конечно же- только вниз. Кабина спускается, перед глазами мелькают причудливые тени, образующие переплетения света и тьмы — практически, как в жизни любого из нас, но черного здесь гораздо больше. Снизу веет холодом, и остатки света, куда-то исчезают. Лифт приближается к первому этажу, но он то точно знает — на этом кабина не остановится.....  

Несмотря на то, что фильм номинально можно отнести к жанру мистического триллера, в нем гораздо больше от творчества Андрея Тарковского, чем от голливудских образцов вроде «Омена» Ричарда Доннера. Многоуважаемые критики смогли углядеть прямую цитату из «Соляриса«в кадрах со стекающей с потолка кровью, однако сходство между фильмами на этом не заканчивается. Даже осмелюсь предположить, что «Сердце Ангела» — это паркеровский вариант на ту же тему, только выполненный в его традиционном, более  мрачном, в сравнении с шедевром Тарковского, стиле.

Взяв за основу роман Уильяма Хьотсберга «Падший ангел», выдержанный в нуаровской стилистике, где образ помятого жизнью частного сыщика, словно сошедшего со страниц романов Рэймонда Чандлера встречался по сюжету с новым Фаустом, Паркер превратил экранизацию в притчу об осознании греха и попытках его искупления. По сути, и «Солярис» Тарковского, так же имеющий по сути весьма мало с книжным оригиналом Станислава Лема, повествовал о человеке, переживающем, вдруг проснувшееся у него чувство вины за грехи собственного прошлого. Различие лишь в том, что в финале, Тарковский дает своему герою шанс на искупление и ведет его по дороге к Богу, воплощенному в образе Мыслящего Океана. Грехи же героя Паркера настолько тяжелы, что осознание вины переживаются им лишь  по- фрейдовски, на подсознательном уровне, выражаясь в визуальных образах самого фильма — в зеркалах, вращающихся лопастях вентиляторов. Герой лишь неосознанно переживает отголоски своего прошлого, мучаясь от странных дежа вю и пугающих его совпадений. Озарение настигает лишь в последний момент, когда рука мистического Командора уверенно ложится на его плечо, и время, отведенное ему для искупления, давно прошло. Поэтому,вместо спасительного Бога, дарующего Надежду, его ждет лишь потирающая довольно руки, иная высшая инстанция, а вместо Второго Шанса — долгий спуск вниз, который лишь символически завершает его падение.

Паркер сознательно не акцентирует внимание на религиозной символике, которая щедро и без всякой меры была раскидана по литературному первоисточнику — вплоть до того, что все имена героев романа имели весьма банальный мистический подтекст ( Гарри Ангел, Луи Сайфр, Эпифания Праудфут (прозрение), адвокат Вайнсэп ( сорт яблок, намекающий на заветный Плод Познания)).

Перенеся основное действие из Нью-Йорка в оккультную столицу Америки — Новый Орлеан, в котором тайные культы вуду никого особенно не удивляют, режиссер сознательно убивает на корню всю атмосферу сверхъестественности, склоняя зрителя к более рациональному объяснению происходящего на экране. В конце концов, место, где с неведающими обывателями, уживаются поклонники языческих кровавых ритуалов и высокородные эстеты, занимающиеся сатанизмом — это уже непридуманный, реальный Ад на человеческой Земле.

Более того, избавившись от несколько однобокой трактовки Хьотсберга, режиссер подкидывает своему зрителю обильную пищу для размышлений. Отсутствие в фильме спецэффектов и подчеркнуто нереальных мистических чудес, позволяет предполагать и более рациональную трактовку сюжета. Глядя в зеркало, герой видит в нем лишь отголоски собственного подсознания, играющего с ним в  дежа вю. Вся борьба добра со злом ведется там, где ей и положено — внутри головы главного героя, а образ Главного Врага Человечества выступает лишь в роли метафоры безжалостного внутреннего голоса разума, который отстранено и холодно расставляет для героя его скрытые мотивы и приоритеты. Кстати, впоследствии, подобный  художественный прием дьявольской совести, Люк Бессон очень удачно использует в собственной трактовке «Жанны Д, Арк».

Один из наиболее показательных визуальных образов фильма — вращающиеся лопасти вентилятора, с показа которых на экране начинает твориться разная чертовщина. Кто-то считает, что он олицетворяет образ человеческого жертвоприношения. На деле, вращение, чередование отражений света и тени может отражать и внутреннюю борьбу, происходящую внутри каждого человека — бешеный ритм, с которым внутри человеческого перемешиваются в единое целое мотивы праведного благородства с низменными позывами. Однако, для героя эти вентиляторы неизменно вращаются в обратную сторону, что и неудивительно — ведь, по сути свой однозначный выбор, он уже давно сделал.

Актеры — отдельная песня. Для Микки Рурка, роль Гарри Ангела и по сей день остается самой глубокой и эмоционально насыщенной в его карьере. У Де Ниро, роль Луи Сайфра входит в пантеон его лучших ролей, наряду с Лапшой и Джимми из «Славных парней»- несмотря на то, что он был задействован всего в четырех сценах, ему почти удалось украсть у главной звезды этот фильм.

Лопасти вентилятора останавливаются. Кабина лифта прибывает на нужный этаж. Герой в последний раз смотрит в зеркало, и зритель на мгновение, видит в нем собственное, искаженное от ужаса лицо. Далее будет долгий спуск вниз, и когда он завершит свое падение, то будет не один — вместе с ним в бездны, додуманные, в зависимости от избытка фантазии спустится и его зритель. Почему, несмотря на всю эту предопределенность,безысходность и мрачность, человек все же раз за разом берется пересматривать этот тяжелый и во многом, отталкивающий фильм? Увлекательность отстраненного наблюдения за чужим падением? Или, все-таки, убежденность каждого, что глядя в зеркало, он не увидит там своего чудовищного Джонни Фейворита, и не услышит в финале того же лязга дверей, предваряющего долгий прыжок в холодную бесконечность.

Удивительно, но изначально отнимая надежду у своего героя, Паркер щедро дарует ее своему зрителю. И последнее, что каждый услышит после того, как смолкнут финальные аккорды печальной музыки Тревора Джонса — это стук собственного, человеческого сердца.





497
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 19:03
такая проникновенная рецензия :cool!:
классика кино этот фильм)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 19:13

цитата Heleny

такая проникновенная рецензия

Спасибо:beer:

цитата Heleny

классика кино этот фильм)

Бесспорно. И, как не страшно будет признаться в этом, учитывая тематику — один из моих любимых.:cool!:
 


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 19:58
нормальная тематика!)


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 20:49
Не знал об этом фильме.Посмотрю если смогу.Да на кинопоиске всего 900 голосов.Наверно фильм специфичный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 20:52

цитата alexsei111

Не знал об этом фильме.Посмотрю если смогу.Да на кинопоиске всего 900 голосов.Наверно фильм специфичный.

Просто старый, 1987 года выпуска. Тем не менее, его несколько раз показывали по телевизору.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 20:54

цитата fox_mulder

Тем не менее, его несколько раз показывали по телевизору.
Да наверно,но я раньше киноманом не был.Вот и вся разница.:-)
 


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 23:50

цитата alexsei111

Да наверно,но я раньше киноманом не был.

Значит, есть и от меня какая-то польза.:-)))


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 22:07
к сожалению я тоже не видел этого фильма, но, кажется, слышал о нем. Обязательно посмотрю! (спасибо за наводку:-)).
Кстати, а что скажете о Микки Рурке в «Бойцовой рыбке» Копполы? Мне кажется, там у него так же достаточно глубокая роль была.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 22:13

цитата Jackdaw

Кстати, а что скажете о Микки Рурке в «Бойцовой рыбке» Копполы? Мне кажется, там у него достаточно глубокая роль была.

Фильм безусловно хороший, но если касаться именно Рурка — там игра не одного актера, а целый ансамбль — Диллон, Хоппер, ну и конечно, он сам. А вот в «Сердце ангела» он демонстрирует именно сольную партию, причем раскрывается по- полной, так как ни до, ни после этого ему не удавалось.


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 22:57
Да уж, целая плеяда будущих звезд классно сыграла в этом фильме Копполы. Странно и в то же время интересно как-то было наблюдать молодыми, подающими надежду Диллона, Хоппера, Рурка, Кейджа. Действительно, хороший фильм.
Спасибо за прекрасный отзыв!:-)


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 22:21
Посмотрел наконец. Честно говоря, ожидал я такой концовки, но все равно поразила. Рурк, честно говоря, пол фильма для меня был не заметен, только потом ближе к концу заиграл,можно сказать, всеми красками радуги. Де ниро бесподобен, хоть его и мало.
Очень атмосферная и притягательная история, но в тоже время отталкивающая именно своей атмосферой. Стоящий фильм, спасибо за наводку :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2009 г. 22:23

цитата ask.do

Стоящий фильм, спасибо за наводку :)

Всегда, пожалуйста.:beer:
Как бы пафосно это не звучало, но для этого и стараюсь, чтобы умные люди смотрели умное кино.8:-0


Ссылка на сообщение22 июня 2009 г. 18:49
Очень сильная картина Алана Паркера, помноженная на адекватно сильную статью рецензента. Определенно чувствуется, что буквально все рецензент пропустил через себя. 10 из 10 Алану Паркеру за «Сердце Ангела» и 10 из 10 автору fox_mulder за детальный сумрачно-взвешенный разбор классики.


⇑ Наверх