Высокие оценки, хвалебные отзывы, примелькавшееся имя автора и название романа, советы знакомых, рекомендация ФантЛаба — все это побудило меня обратить внимание на эту книгу. Любви с первого взгляда у нас не вышло. Скорее получился долгий роман, без взлетов и падений. Книга не захватила меня настолько, чтобы с нетерпением ждать свободной минутки, дабы снова погрузиться в этот мир. Но это не ее недостаток и это нисколько не умаляет ее достоинств. Я с большим удовольствием насладилась писательской манерой и стилем изложения Ротфусса, поэтическим языком, меня порадовало разнообразие лексики, синтаксиса, особенности постороения фраз, композиция романа.
У романа довольно сложная композиция: базовая — рассказ в рассказе, но гораздо сложнее — тут и рассказ-исповедь трактирщика, и вплетение в его повествование историй и сказок других людей. Автор словно соткал пестрое одеяло из разных историй, судеб, персонажей, событий, миров и времен. И все они тесно сплелись в истории, которую поведал нам Квоут. Повествование неровное, скачкообразное, прерывающеся отступлениями, но в этом есть своя прелесть. Удивительно точно прописан мир, в котором происходит действие: здесь и средневековый антураж, и Университет, где магия преподается как научная дисциплина, и сверхъестественные существа, и бродячая труппа эдема руэ. Очень живописный мир, выпуклый, трехмерный. Повествование напомнило мне приключения Геда из «Волшебника Земноморья». Но лишь отдаленно напомнило, как едва уловимая мелодия бередит память. Речи о подражании нет: мир, созданный Ротфуссом, — совершенно самобытен.
Весьма интересна эволюция главного героя Квоута. Его взросление, изменения под влиянием лет и невзгод не остаются незамеченными. Автор отчетливо прописал все этапы становления своего героя, наделил его сложным и многогранным характером, хотя порой он и казался мне Марти сью: все-то ему удается в учебе с первого раза, и в разных науках он преуспел с лету. Хотя зачем отцать тот факт, что гении есть и будут, почему и Квоуту не быть гением. А еще ему просто потрясающе везет по жизни. Да, он много испытал и повидал, но всегда обстоятельства складывались так, что если он задавался целью, то достигал ее. Он стремится к знаниям, дабы выполнить свою главную миссию — отомстить чандрианам за гибель родных. Но он ни разу не подумал о том, что станет делать после того, как месть свершится, на что направит свои силы, знания, чем станет заниматься. Не выжжет ли эта месть его сердце, не ожесточит ли? Ведь уже сейчас он ставит это свое стремление во главу угла, часто действуя безрассудно. Можно списать это на молодость, но Квоут не таков: жизнь, полная лишений и опасностей, закалила его и научила терпению. Квоут излишне горяч, а месть требует холодного рассудка. Можно предположить, что на долю героя выпадет еще немало приключений и испытаний. Еще не достигнув двадцати лет, Квоут повида немало, были в его жизни лишения, страдания, смерть, дружба, бедность, но это не сломило его, а лишь закалило характер и укрепило решимость достичь цели. Немного раздражает его излишняя порывистость: Квоут совершенно не думает о последствиях своих действий. Но в целом, несмотря на некоторую марти-сьюшность, он вызывает симпатию и сочувствие. Вот только к чему приведет погоня за вечно изменчивым ветром?..
Показательны его отношения с Денной: в них характер Квоута раскрывается с совершенно иной стороны. Мы видим застенчивого, робкого юношу на пороге первой любви, но в то же время он не раздумывая бросается спасать даму сердца, проявляя мужество и смекалку. Чем обернется для него эта платоническая любовь-дружба? Вообще наличие в сюжете Денны мне не совсем понятно. Если ее убрать на данном этапе или кем-то заменить, то разницы не будет. Разве что пропадет восторженное обожание Квоута и намеченная полулюбовная линия. Но любовь только помешает герою осуществить задуманное. Так зачем автор ввел в сюжет Денну? Возможно, ответ кроется во втором томе (ведь недаром же Денна столь загадочно себя ведет), а возможно это просто штамп: вроде как рыцарю нужна дама сердца.
В итоге мы имеем добротный фэнтезийный роман, с опорой на традиции, с хорошей проработкой мира и характера главного героя. Но... лично мне не хватило описания самого Университета, процесса обучения, каких-то деталей, из которых сложился бы образ старого учебного заведения, со своей историей и традициями. Не хватило подробности в изображении и описании второстепенных персонажей. Они, конечно, далеки от схематичности и картонности, но в то же время яркие особенности есть не у всех. На данный момент абсолютное впечатление у меня не сложилось, словно мозаика никак не собирается в целую картину. Есть ощущение двоякости: вроде бы автор собрал типичные фэнтезийные клише, но в то же время умело их обыграл, словно бы они растеряли изрядную долю своей клишированности. Вместе с тем текст многомерен: это не просто фэнтези вкупе с историей о взрослении, есть здесь множество разных элементов и напоминаний, коорые будто бы отсылают читателя к другим мирам и жанрам. Как будто берешь конфету и, надкусив, с удивленим обнаруживаешь, что начинка — то что надо.