«Игра Эндера», как и любой другой культовый роман, имеет свою устойчивую группу поклонников, но массовому зрителю это название ни о чём не говорит, в отличие от, скажем, «Гарри Поттера», о котором знают даже те, кто никогда не держал в руках ни одну книгу. Создатели фильма, вкладывая в свой проект более 100 миллионов долларов, серьёзно рисковали, тем более, что сам роман далеко не идеален. Экранизация могла бы исправить самые серьёзные недостатки. Но режиссёр Гэвин Худ решил пойти по самому простому пути и, разумеется, путь этот оказался неудачным. Экранизация получилась довольно близкой к оригиналу, то есть — скучной, нелогичной и банальной.
Действие фильма по большей части разворачивается в пустоте, причём, не столько в космической, сколько в идейной. Какой либо смысл в происходящем найти крайне сложно. В фильме абсолютно всё вертится вокруг Эндера и его гениальности, никак, кстати, не обоснованной — успехи в видеоиграх и результаты каких-то мельком упомянутых тестов ещё ни о чём не говорят. В романе присутствовала та же самая проблема, но в экранизации она предстала во всей красе. Эндер из любой передряги выбирается, что называется, играючи, и на его фоне все остальные взрослые, включая ещё одного «гениального» полководца — Мэйзера Ракхэйма, выглядят полными идиотами.
Причина войны, служащей фоном для всей истории, примитивна — борьба двух видов за жизненное пространство. То, что в галактике его более, чем достаточно, никого не волнует — война есть война, приказ есть приказ. Создатели фильма просто ставят зрителя перед фактом — идёт война, есть враг, его нужно уничтожить. Как началась война? Из-за чего? Почему жукеры воюют с людьми, посылая против них один флот за другим? Внятных ответов зритель не дождётся.
В фильме политическому раскладу, которому в романе посвящено немало страниц, не уделяется ни малейшего внимания. Если вспомнить, действие в романе разворачивается в мире, в котором всё ещё длится холодная война. В борьбе с жукерами человечество выступает единым фронтом, но пока Эндер готовится к неминуемой победе, на Земле плетутся интриги между Северо-Атлантическим Альянсом и странами Варшавского договора, которые в любой момент готовы перерасти в горячую фазу. В наше время это выглядело бы полным анахронизмом, и потому холодную войну предпочли не упоминать вовсе. При этом вместе с политикой из фильма фактически выкинули сюжетную линию, связанную с Валентиной и Питером, сестрой и братом Эндера, играющие в романе весьма заметную роль. В фильме же Питер мелькает всего в одной сцене в самом начале, и его легко не заметить. Валентине в исполнении Эбигейл Бреслин, уделено чуть больше внимания, но при этом её персонаж всё равно выглядит лишним.
И таких «героев» в фильме подавляющее большинство. Всё зрительское внимание должны были забрать сам Эндер и двое его наставников — полковник Графф и Мэйзер Ракхэйм. На роль последних пригласили Харрисона Форда и Бена Кингсли, которым было вполне по силам вытянуть постановку хотя бы на средний уровень, но чуда в очередной раз не произошло. Форд на протяжении всего фильма не меняет устало-брезгливого выражения лица, явно говорящее о том, что в «Игре Эндера» он согласился сниматься только ради денег. Кингсли в фильме если что-то и играет, то роль говорящей мебели. В романе Ракхэйм появляется почти в самом конце, так что его образ толком не успевает раскрыться, а в фильме, с его полуторачасовой продолжительностью, гениальность полководца только озвучивается, но никак не демонстрируется. Играть Кингсли нечего, остаётся лишь с умным видом смотреть куда-то вдаль и изредка произносить многозначительные реплики. Можно не сомневаться, что если бы Ракхэйма играл нарисованный персонаж с внешностью Кингсли, никто бы не заметил разницы.
Ну, и коротко и самом Эндере в исполнении Эйсы Баттерфилда. Выбор шестнадцатилетнего подростка на роль гениального мальчика оказался серьёзной ошибкой. Исчезли даже намёки на драматизм в противостоянии Эндера с другими учениками школы. У киношного оказывается достаточно сил, чтобы завалить любого противника, даже Бонзо Мадрида. Один из ключевых эпизодов книги в фильме превратился в короткую потасовку, в которой Эндер полутора приёмами отправил Бонзо в кому. Как в старой поговорке: «Топнул, хлопнул, вот и всё!» Причём, подобный приём у Эндера действует в любой ситуации. В эмоции, будь то усталость, страх, неверие в собственные силы, как-то не веришь, но, впрочем, немалая заслуга в этом лежит на слабом первоисточнике, в котором образ героя выписан с помощью примитивных штампов. Вместо того, чтобы попытаться создать героя со сложным внутренним миром, Баттерфилд изобразил нечто похожее на Мессию Без Страха и Упрёка.
Удивительно, но самым выразительным персонажем фильма оказалась нарисованная в цифре королева жукеров, появляющаяся в самом конце всего на несколько секунд. Взгляд её непроницаемых чёрных глаз выразительнее, чем игра всех актёров-людей вместе взятых. Наверное, будь этот фильм анимационной лентой с ярким видеорядом, претензий к нему можно было бы предъявить гораздо меньше.
Иногда даже кажется, что «Игра Эндера» выглядит кладезем нереализованных возможностей, но на самом деле фильм является лишь характерным образцом поточного кинобизнеса. Из-за этого каждый год мы видим посредственные киноленты, о которых вряд ли вспомнят даже их создатели.