Чужая душа — потемки, ну а кошачья — тем более.
А.П.Чехов
Очень интересный и ровный сборник, в котором разные авторы исследуют взаимоотношения кошек и людей с темной стороны спектра.
Меня даже удивило, воплощением скольких страхов могут стать кошки. Можно начинать загибать пальцы:)
Страх перед кошками как перед воплощением хищной и безжалостной матери-природы — «Кошатник» Байрона Лиггета. Самая кинематографичная, насыщенная действием история сборника в экзотических декорациях тихоокеанских островов; очень яркая и запоминающаяся, но, несмотря на весь драйв, это не адреналиновая пустышка для читателя. Мои симпатии к финалу сместились на строну кошек. В самом деле, человек должен быть наказан за то, что имеет разум, но не пользуется им. А кошки, разрушив прежнюю жизнь острова, создали на этом месте вполне гармоничный биоценоз!
Кстати, о наказании.
Страху, что роли поменяются, и однажды сильный окажется на месте слабого, что слабый сможет отомстить, посвящены «Кошка и мышка» Рэмси Кэмпбелла, «Кот из ада» Стивена Кинга, «Скво» Брэма Стокера. Кстати, в этом сборнике Стивен Кинг еще именуется «многообещающим молодым писателем». Все три рассказа очень динамичные, эффектные, кроваво-увлекательные. Не более, не менее.
Из них наиболее сильное впечатление произвела «Скво». Я как-то сразу представила себе чопорного викторианца, который облачился в домашний халат, сел в кресло, вынул из позвоночника кочергу и отводит душу за чтением подобных рассказов; например, таких, где с шумным, вульгарным, бесцеремонным американским туристом обходятся крайне неласково :).
Страх, замешанный на тягостном чувстве вины перед вычесанным, выхоленным, кастрированным, запретом в клетку домашнем любимце — «Сиделка» Эрнеста Гаррисона. С ней очень созвучен «Сон тысячи кошек» Геймана, жаль, что этот автор катастрофически не успел поучаствовать в сборнике:)
Страх смерти, страх перед прихотями судьбы и удачи, воплощением которых стала кошка — «Черная кошка» У Дж. Уинтла, «Барабанщик» Артура Порджеса, «Желтый кот» Майкла Джозефа.
И самая нелепая, затаенная, пугающая мысль о том, что эти грациозные создания с яркими глазами видят и понимают намного больше, чем следует... «Тобермори» Саки, «Пушок» Старджона... хотя, конечно, в этих историях страх вторичен по сравнению с сатирой.
Забавно и закономерно одновременно, что в мою неуклюжую классификацию не уложились в основном рассказы лучших авторов сборника — знаменитый «Черный кот» Э.А. По, потрясающе атмосферные «Древние чары» Блэквуда, меланхоличная притча «Кошки Ултара», Г.Ф.Лавкрафта, изящный, остроумный, циничный «Эдвард-Завоеватель» Роальда Даля, потрясающая стилизация под ирландскую легенду «Белая кошка из Драммангиола» Ш.Ле Фаню.
Что еще осталось?
«Котенок» Пола Андерсона и Карен Андерсон — рассказ, который производит очень сильное впечатление, и разрабатывает излюбленную тему другого автора сборника — что человек сам себе самый страшный монстр. Но инстинктивно я сопротивлялась даже такому умелому и уверенному давлению на кнопку сочувствия и сострадания.
И «Серая кошка» Барри Пейна, классический приключенческий рассказ с небольшой долей мистики и типичным, настолько устаревшим, что он, наверное, скоро снова войдет в моду, антуражем: загадочная статуэтка, таинственное племя, неотвратимое проклятие.
А моим фаворитом в сборнике довольно неожиданно оказался «Барабанщик» Артура Порджеса.
Каждому из нас хотя бы раз в жизни снился безумный, алогичный кошмар, от которого просыпаешься в поту, не в силах даже объяснить, почему тебе было настолько страшно. А Порджес поймал и описал это ощущение с идеальной точностью. Сопереживание в рассказе было таким мощным, что я сама затаила дыхание. Одного этого достаточно, чтобы рассказ запомнился, но Порджес еще и довел историю до логичного финала, заслужив мои искренние аплодисменты.
Интересное совпадение: сразу после «Бойся кошек» я взялась за «Человек находит друга» основателя этологии Конрада Лоренца и нашла там следующее высказывание:
цитата
»... я не вижу, как можно приписывать «коварство» кошке – животному, которое выражает свои чувства с предельной ясностью. Единственное объяснение, какое я могу найти этому незаслуженному обвинению в адрес домашней кошки, не слишком лестное для рода человеческого или по крайнем мере для его прекрасной половины. Даже не склонный к антропоморфизму наблюдатель, высоко ценящий боевой дух зрелых котов, не может не признать, что мягкое изящество их движений, характерное не только для домашних кошек, но и для всех кошачьих, действительно напоминает грандиозность, присущую женщинам определённого типа, который – и в этом и заключается суть моего логического построения – абсолютно недоступен нашему пониманию, пониманию бедных мужчин, но в то же время очень нас привлекает, а потому воспринимается нами как опасный! Именно этот тип женщины, идеально воплощённый Кармен, навлекает на себя со стороны мужчин те обвинения в лживости и коварстве, которыми переполнена мировая литература, и, по моему глубокому убеждению, кошек называют коварными только потому, что многие женщины, не менее грандиозные, чем они, действительно заслуживают такого эпитета».
Одна кошка у камина другой:
— Ты слышала что-нибудь о книге людей, «Бойся кошек»?
— Да, конечно. Не волнуйся, она, как всегда, не о кошках, а о людях. А люди по-прежнему ничего о нас не знают.
— Тогда все поряяяуудке.