Дмитрий Глуховский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» > Дмитрий Глуховский. Будущее
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дмитрий Глуховский. Будущее

Статья написана 3 октября 2013 г. 20:46

Дмитрий Глуховский. Будущее. — М.: АСТ, 2013.

На титульном листе книги Дмитрия Глуховского «Будущее» написано – «роман-утопия», но аналоги этой вещи нужно искать явно не среди произведений, описывающих идеальное общественное устройство. Конечно же, это типичная антиутопия, проекция в воображаемое будущее самых пессимистических представлений о нём. Поклонники Глуховского должны быть довольны, особенно те из них, кто не читал или ещё не успел прочесть «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла. Теперь можно и не читать, теперь есть облегчённо-осовремененная версия классических антиутопий… Отчётливо слышны в «Будущем» и отголоски знаменитого романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Команда «Бессмертных», разыскивающая и фактически уничтожающая (вкалывая им акселератор старости) родителей незарегистрированных детей, это же – прямая наследница команды пожарных-поджигателей Брэдбери, выявляющей владельцев домашних библиотек и ликвидирующей книголюбов вместе с их домами и книгами.

«Будущее» Глуховского прочно выстроено на проверенном литературном фундаменте, и всё-таки лично у меня роман вызвал противоречивые чувства. В процессе чтения я постоянно ловил себя на мысли, что прочитанное представляется мне неким эрзацем, повторением пройденного, знакомого, давно уже написанного другими. Тем не менее, невозможно отрицать, что сюжет книги сложен и занимателен (если уместно здесь это лёгкое слово), а некоторые страницы выполнены просто блестяще (например, описание событий в Барселоне в главе «Перерождение»). Даже утомительное многословие автора начинает казаться оправданным: надо же как-то донести до читателя состояние главного героя, объяснить его проблемы, погрузить в то, что испытывает Бессмертный Ян Нахтигаль. А уж достаётся этому несчастному герою по расширенной программе… Автор безжалостно протаскивает его сквозь нескончаемые круги ада, проходя которые Ян прозревает, меняется, очищается, делает ошибки, предаёт, любит, мучается, находит, теряет и, наконец, принимает РЕШЕНИЕ.

Чтоб лишний раз не пересказывать суть романа приведу аннотацию george1109: «Они перекодировали ДНК и получили бессмертие. Получили вечность. Но потеряв смерть, они потеряли то, что их подгоняло, что заставляло двигаться, заставляло пользоваться жизнью… Им стал не нужен бог – зачем боги бессмертным? – и храмы превращены в публичные дома. Да и те судебные приставы закрывают за долги. И над всем царит Закон. Закон Выбора. И их вечная жизнь в коробках континентальных мегаполисов-муравейников, или на просторах ледяной Сибири, или в выжженном ядерными зарядами Индостане – все равно где – стала похожа на ад. Превратилась в бесконечный ад, без надежды на второе пришествие. Вот только почти никто не понимает этого… Ведь перекодированные сегменты ДНК, отвечавшие за старение, отвечали еще и за душу…»





540
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 10:12
Глуховский — этакий Фил Киркоров 90-х, поднявший свою популярность перепевками европейских и азиатские хитов.«Метро» — фарш из апокалиптической классики 60-80х гг. Это не талант писателя, это талант фарцовщика,паразита, компилятора. Безупречная бизнес-модель.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 13:49
Собственно, я об этом и пишу.
Но мягче.
Наверное, компиляторы тоже кому-то нужны, раз их издают.
Во-первых, тем, кто их издаёт.
Во-вторых, тем, кто никогда не прочтёт эту самую «апокалиптическую классику». Пусть хоть адаптированный пересказ употребят.


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 10:44
Фиг его знает. По «Метро» мне Глуховский показался обычным графоманом. Больше его творчеством не интересуюсь
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 13:43
А я вообще не читал предыдущих вещей Глуховского, потому как зачем мне про ужасы в метро читать? Но тема этого романа меня заинтересовала, и вот — я его осилил.


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 12:40
Не знаю, что там в романе, но на презентации Глуховский раздувал щеки и близко к тексту пересказывал не очень грамотную статью из «Википедии», посвященную трансгуманизму. Я так понимаю, это прямой заказ: трансгуманисты такими вещами частенько балуются...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 13:50
Проделана большая работа...
(с)
 


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 13:56
Отож.


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 13:54

цитата Lartis

перекодированные сегменты ДНК, отвечавшие за старение, отвечали еще и за душу…
Чорт... А я-то думала, что стоит почитать! И фиг бы с тем, что повторяются идеи из известных антиутопий. Сейчас все всех повторяют. Но ДНК, отвечающая за душу? Не знаю, мне лично такое трудно переварить. Вообще, все эти вопли про «душу», особенно, когда их начинают в фантастике, пусть даже не очень научной, немного бесят.

цитата Lartis

Команда «Бессмертных», разыскивающая и фактически уничтожающая (вкалывая им акселератор старости) родителей незарегистрированных детей
Что-то такое было у Бачигалупи, только там убивали самих незарегистрированных детей. Родители помирали сами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 октября 2013 г. 21:31
Да там про это пара предложений. Что-то в стиле «мы меняем ДНК, но в этом не разбираемся, а ведь может быть, ген, отвечающий за старость еще и за душу отвечает». Дальнейшего развития идея не получила. Но роман сам по себе средний. В принципе, средняя оценка на ФЛ у него вполне адекватная стоит.


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 12:31
Странная книга какая-то. Написана, на мой взгляд, значительно лучше, чем «Метро» или «Сумерки». Яркий, образный язык. Хотя настоящее время напрягает сильно. Но вот сюжет? В 25-м веке существование человечества свелось к животному траху? Какой смысл в бессмертии, когда люди ничем не занимаются, кроме того, что совокупляются, пытаются родить детей и развлекаются? Куда делись все ученые, инженера, астронавты? Куда делась космическая программа, которая позволила бы сделать вокруг земли комплексы жизнеобеспечения, где люди смогли бы жить нормально, а не строить огромные башни на Земле? Ощущение, что Глуховский вообще не в курсе никаких научных исследований в этом направлении. Куда делать биология, которая позволила бы запустить скрытый механизм в ДНК людей, позволивший выкосить большую часть человечества? При такой скученности — это элементарно. В средневековой Европе от чумы погибло 75 миллионов человек. Пол-Европы исчезло.
Я прочитала о сюжете в «Телепрограмме». И решила, что это интересно. Оказалось, что кроме этого сюжета, изложенного там, в книге ничего нет. Как будто это размноженный много раз тот же самый сюжет. ГГ ездит на лифтах, трахается, вводит нарушителям ген старения. И опять ездит на лифтах, трахается, вводит нарушителям ген старения. И там до бесконечности, всю книгу. В конце решает уничтожить бессмертие. С какого перепуга?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:16
Мне трудно защищать Глуховского, но объективности ради скажу пару слов.

Во-первых, довольно большая часть книги посвящена ужасам жизни в интернате, где готовят Бессмертных. Так что герой не только на лифтах ездит.
Во-вторых, трахается он мало, мог бы больше, но ему не с кем, потому как девушка, которую он полюбил (и изменился Ян Нахтигаль из-за этой большой любви, как обычно во всех классических антиутопиях и бывает) исчезла.

Бессмертие герой уничтожает, потому как цивилизация остановилась в развитии. Как раз потому, что все ученые, инженерЫ, астронавты исчезли. Не знаю, как поведёт себя земная цивилизация в реальных условиях бессмертного существования, но в антиутопиях она всегда почему-то останавливается в развитии — авторы считают, что развиваться бессмертным незачем, деградировать намного приятнее. Всё-таки смерть придумана не зря, она обновление обеспечивает.

цитата

Куда делать биология, которая позволила бы запустить скрытый механизм в ДНК людей, позволивший выкосить большую часть человечества?

Про биологию я не понял, у Вас предложение с вопросом не очень правильно выстроено. А про космическую программу с «комплексами жизнеобеспечения» как-то даже смешно читать. особенно на фоне реального состояния нынешних космических дел.

Беда книги Глуховского не в том, что смутило Вас, а в том, что она насквозь вторична. Впрочем, об этом я уже написал в своём отзыве выше.


⇑ Наверх