Повествование о гуманной и совестливой инквизиции.
Живым, современным языком излагается первое дело молодого и совестливого инквизитора, отягощенного человеколюбием. То есть «не бойтесь убить тела, душ убить не могущие» — не про него. Совсем. И не про его коллег. Идея о том, что грешника надо психологически обработать и привести к раскаянию, настолько пропитала организацию, что просто так уже никого не казнят (вообще стараются не казнить) и даже испытают определенные комплексы по поводу старых, тоталитарных, времен. Хотя время от времени не брезгуют припугнуть народец старой репутацией (не перевелись еще торквемады в наших рядах). В организации применяются настолько совершенные методы вправления мозгов — усовествляют — что даже детоубийцы и юные потрошители становятся на путь истинный, и соревнуясь друг с другом, идут в мир, бороться с грехом и нечистью.
Получив ряд доносов из глухой деревушки, поговорив с приезжим священником, юноша, преисполненный служебного рвения, отправляется к черту на рога, искать стригов (вомперов, стало быть). Юноша сей, являет собой интересную смесь из удалого американского детектива (не хватает зубочистки), советского лейтенанта в структуре МВД 1970-х (идеалист, домашний мальчик, пошел служить, а тут воруют, что делать он совсем не знает, лишь анонимками лютует) и пригоршни слов, которые должны показывать его средневековую сущность. Получается не очень. Особенно порадовала сцена, явно скопированная с американских боевиков: следователь тормозит пару солдат, показывает жетон, требует машину, чтобы один взял его послание и отправился в город, не передавая упомянутое послание вообще никому постороннему, чуть не до папы римского включительно.
Разумеется, перед нами стилизация, относиться к которой слишком придирчиво — нельзя. Как парижские дамы 17-го века описывали светское общество под видом древних римлян (какая уж там достоверность), так и многие современные авторы, пишут детективы, заимствуя из прошлого часть словечек и атрибутов, но совершенно не заботясь о реалистичности. Главное — это хорошая партия и немножко экзотики. А сколько клеточек на доске, и как ходят кони — вторично.
С этой точки зрения роман вполне получился. Читателям последовательно представляются фигуры, наводится на них подозрение, меняются мотивы, нагнетается обстановка. Враг рода человеческого и черный пиар — как бы присутствуют. Боевая часть тоже имеет место быть, хотя со странным арбалетами и подозрительной осадой замка — явный перебор.
Словом, как тексты Акунина про современную Россию изначально кажутся аппликациями и набивными поделками, так и тут, Германия той эпохи есть чистая условность, произведение художника-кубиста.
Дается первая история из жизни героя, у него появляется помощник (Санчо-Ватсон), обозначено энергичное и мудрое начальство, почти безграничный архив (по словесному портрету могут найти биографию бродяги?), коварный противник, имеется предатель. Наведение порядка в Европе — это ведь на дюжину романов растянуть можно.
Интересно ли читать?
Если хочется только развлечения — да. Легкая вещь во всех смыслах этого слова.
Если хочется хоть немного чего-то узнать про ту эпоху — не уверен Стандартизированный Новый завет, который есть рукописный, но одинаковый у всех инквизиторов в немецких землях, отчего инквизиторы пользуются им, как шифровальной книгой — это как? Мотивы персонажей, социальная структура, экономика, структура мира — все это подгоняется под морально-эстетические нормативы автора. Герой — это абсолютная противоположность Мордимера, слуги божьего, так фактурно и брутально описанного Яцеком Пекарой. И мир тоже — няшно-интеллигентный.
Если хочется моральных терзаний, мыслей глубоких, сомнений — тоже мимо.