Детектив и фантастика две


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мух» > Детектив и фантастика - две вещи...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Детектив и фантастика — две вещи...

Статья написана 12 августа 2013 г. 13:05

...прекрасно совместимые.

Несколькими днями ранее на одном из форумов возникла довольно любопытная дискуссия, посвященная, в частности, фантдетективу. На мой взгляд, жанр этот заслуживает  отдельного обсуждения или, по крайней мере, пары слов в защиту и поддержку (у меня, впрочем, и личный мотив присутствует, поскольку работаю преимущественно в этом ключе).

Так вот, на мой — предвзятый, да — взгляд, эти вещи вполне себе совместимы, ежели, конечно, не доводить ситуацию до абсурда. Ну, к примеру, если мы возьмемся рассматривать убийство в замкнутом пространстве космического корабля — то на выходе получим вариацию на тему Чарльза Сноу или, скажем, леди Агаты (это в лучшем случае!). Мсье Пуаро собирает фигурантов в гостиной... пардон, в кают-компании, выдает на-гора неопровержимо логичные построения, злодей кается, тупые «бобби» остаются с носом...  В общем, от классики «герметичного» детектива такое творение будет отличаться лишь антуражем.

Но в том-то и фокус, что детектив, как и фантастика (да и фэнтези) — штука чертовски многогранная. Не всегда и определишь, где начинается одно и начинается другое: даже у «твердой» детективщицы Марининой в каком-то из романов фигурируют насквозь фантастичные разработки секретного оружия. А уж нашему-то брату, фантасту, использовать все многообразие приемов и форм детективного жанра, как по мне, сам бог велел.

Прежде всего детектив — социален. Тут достаточно вспомнить хотя бы буржуазного насквозь Мегрэ, плоть от плоти «третьего сословия», или, берем пример поближе и попроще, «общественный срез» в «Смерти Ахиллеса» Акунина — от великих князей до хитрованских бандитов.

Детектив — психологичен. Чаще нас интересует не только (и не столько) расследование того или иного кошмарного злодеяния, сколько личность сыщика — или же, напротив, личность и мотивы преступника. Мистера Холмса мы любим не за то, что он блестяще дедуктирует — а за то, что он такой вот неповторимый чудак, весь из себя викторианский и с трубкой, да к тому же играет на скрипке (и, конечно, всегда оставляет в дураках туповатого Лестрейда). «Лапа в бутылке» Чейза или «Мальтийский сокол» Хэммета без драмы характеров превратились бы в обычный проходнячок, этакую «бродилку-стрелялку».

Какое же все это имеет отношение к фантастике? Да самое прямое! Даже если не расматривать жанр политического детектива, всерьез и плотно прописавшегося в ФиФ (а описание любого заговора против монарха, диктатора или всеобщего торжества демократии — что, как не политический детектив?) — возможностей для сюжетной игры открывается масса. Мы рассматриваем некий новый, неизвестный нам мир? Как раз-таки головоломное расследование позволит нам облазить его сверху донизу и заглянуть в самые темные закоулки! Нам важно раскрыть героев в ситуации экстремальной? Так ведь «детективная» ситуация экстремальна по определению! А ведь эти два (по сути дела, наиболее простых) приема еще и великолепным образом сочетаются...

Примеров удачного применения детективных приемов в ФиФ у меня, конечно, есть. Буду приводить их по ходу дискуссии (буде таковая состоится). Для затравки — моя любимая, пожалуй, вещь у Олдей, «Маг в законе». Конечно, к «чисто» детективной фабуле роман далеко не сводится, тем не менее, все признаки налицо. Вся магия без исключения — область криминала, причем с четко выстроенной иерархией. Магов-«отступников» вербует спецслужба (корпус «Варвар» к спецслужбам относится безоговорочно) — и методы вербовки гуманностью отнюдь не отличаются. Внутри самой спецслужбы существует достаточно разветвленный заговор... Если сие не детектив, то какого ж еще рожна?.. :-)))





173
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 июня 2017 г. 22:27

цитата Мух

Ну, к примеру, если мы возьмемся рассматривать убийство в замкнутом пространстве космического корабля

В романе Девять негритят Андрея Ильина именно такая ситуация и описана.

цитата Мух

даже у «твердой» детективщицы Марининой в каком-то из романов фигурируют насквозь фантастичные разработки секретного оружия.

У той же Марининой в романе «фантом памяти» вложенный сюжет чистейшее фентези
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2017 г. 22:37
Ильина, к сожалению, не читал. Как, обычный «герметичный детектив» — или нечто малость посложнее простого расследования?
Что до Марининой — так у нее сплошь и рядом, если подумать, даже основной сюжет закручен вокруг некой фантастики. Даже не особо научной.


Ссылка на сообщение17 июня 2017 г. 22:44
У Ильина недаром название такое,сюжет похож на 10 негритят Кристи.
9 космонавтов на орбитальной станции,одно за другим начинают происходить убийства,
фантастического там правда маловато,только место действия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2017 г. 22:56

цитата punker

фантастического там правда маловато,только место действия.

Собственно, это я в заметке в виду и имел. Да и в топике «секс в фантастике» схожую ситуацию рассматривали. Но есть, не собственно фантдетектив, где ряд сюжетных и поведенческих моментов завязан на фантдопущение (техническое, социальное или еще какое), а условный Пуаро в фантдекорациях.


Ссылка на сообщение17 июня 2017 г. 23:04
Мне у Дональда Уэстлейка рассказ понравился «Смерть на астероиде»,настоящий сплав классического детектива и космической фантастики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июня 2017 г. 23:15
А тут много чего можно вспомнить. От классики (скажем, «Суд» Лема или «Человек без лица» Бестера) до вполне современных вещей. У Буджолд половина Барраярского цикла на мощной детективной завязке, из наших — Измайлова или Мир железа и Камня Лесиной... Это просто первое, что вспомнилось, а так-то пласт очень мощный.


⇑ Наверх