...прекрасно совместимые.
Несколькими днями ранее на одном из форумов возникла довольно любопытная дискуссия, посвященная, в частности, фантдетективу. На мой взгляд, жанр этот заслуживает отдельного обсуждения или, по крайней мере, пары слов в защиту и поддержку (у меня, впрочем, и личный мотив присутствует, поскольку работаю преимущественно в этом ключе).
Так вот, на мой — предвзятый, да — взгляд, эти вещи вполне себе совместимы, ежели, конечно, не доводить ситуацию до абсурда. Ну, к примеру, если мы возьмемся рассматривать убийство в замкнутом пространстве космического корабля — то на выходе получим вариацию на тему Чарльза Сноу или, скажем, леди Агаты (это в лучшем случае!). Мсье Пуаро собирает фигурантов в гостиной... пардон, в кают-компании, выдает на-гора неопровержимо логичные построения, злодей кается, тупые «бобби» остаются с носом... В общем, от классики «герметичного» детектива такое творение будет отличаться лишь антуражем.
Но в том-то и фокус, что детектив, как и фантастика (да и фэнтези) — штука чертовски многогранная. Не всегда и определишь, где начинается одно и начинается другое: даже у «твердой» детективщицы Марининой в каком-то из романов фигурируют насквозь фантастичные разработки секретного оружия. А уж нашему-то брату, фантасту, использовать все многообразие приемов и форм детективного жанра, как по мне, сам бог велел.
Прежде всего детектив — социален. Тут достаточно вспомнить хотя бы буржуазного насквозь Мегрэ, плоть от плоти «третьего сословия», или, берем пример поближе и попроще, «общественный срез» в «Смерти Ахиллеса» Акунина — от великих князей до хитрованских бандитов.
Детектив — психологичен. Чаще нас интересует не только (и не столько) расследование того или иного кошмарного злодеяния, сколько личность сыщика — или же, напротив, личность и мотивы преступника. Мистера Холмса мы любим не за то, что он блестяще дедуктирует — а за то, что он такой вот неповторимый чудак, весь из себя викторианский и с трубкой, да к тому же играет на скрипке (и, конечно, всегда оставляет в дураках туповатого Лестрейда). «Лапа в бутылке» Чейза или «Мальтийский сокол» Хэммета без драмы характеров превратились бы в обычный проходнячок, этакую «бродилку-стрелялку».
Какое же все это имеет отношение к фантастике? Да самое прямое! Даже если не расматривать жанр политического детектива, всерьез и плотно прописавшегося в ФиФ (а описание любого заговора против монарха, диктатора или всеобщего торжества демократии — что, как не политический детектив?) — возможностей для сюжетной игры открывается масса. Мы рассматриваем некий новый, неизвестный нам мир? Как раз-таки головоломное расследование позволит нам облазить его сверху донизу и заглянуть в самые темные закоулки! Нам важно раскрыть героев в ситуации экстремальной? Так ведь «детективная» ситуация экстремальна по определению! А ведь эти два (по сути дела, наиболее простых) приема еще и великолепным образом сочетаются...
Примеров удачного применения детективных приемов в ФиФ у меня, конечно, есть. Буду приводить их по ходу дискуссии (буде таковая состоится). Для затравки — моя любимая, пожалуй, вещь у Олдей, «Маг в законе». Конечно, к «чисто» детективной фабуле роман далеко не сводится, тем не менее, все признаки налицо. Вся магия без исключения — область криминала, причем с четко выстроенной иерархией. Магов-«отступников» вербует спецслужба (корпус «Варвар» к спецслужбам относится безоговорочно) — и методы вербовки гуманностью отнюдь не отличаются. Внутри самой спецслужбы существует достаточно разветвленный заговор... Если сие не детектив, то какого ж еще рожна?..