Как я уже говорил, конкурсы – это не только рассадник зла.
Плюсы:
1. Быстрый отклик
Очень часто хочется проверить какую-то идею. Или посмотреть, каков со стороны персонаж, мир, сюжетный ход, стиль и так далее. Или хочется написать рассказ в сборник, а так вышло, что тема конкурса с темой сборника коррелируют. В этом случае конкурсы полезны для сбора мнений и поиска ошибок. Правда, у постоянных участников конкурсов своя «профдеформация». Они обращают внимание на те вещи, которые обычный читатель зачастую пропустит. И всё же, чужое мнение может оказаться полезным, особенно на анонимных конкурсах (там повышается правдивость и злобливость).
Ещё стоит учитывать состав участников и «дух конкурса». К примеру, на той же Грелке вас не будут пинать за каждую опечатку или пропущенную запятую. Большинству понятно, что за три дня (за пять минут до деадлайна) вычитать не получится. Но мнение там высказывают, не стесняясь в выражениях. На других конкурсах обычно сроки написания больше, рассказы вычитанней, зато разбирают их по косточкам, и многим помогает именно «дипломатичный» подход.
Кроме того, если на конкурсе собираются любители НФ, то фэнтези, которое там займёт место в десятке и удостоится положительных отзывов — это очень хорошее достижение. А вот если там любители фэнтези, а в результате вы оказались в конце — значит, что-то не так.
В любом случае, перед самим конкурсом (даже перед тем, как начать придумывать) не лишним будет понять, что именно вы хотите протестировать. Это помогает во время обсуждения вылавливать конструктив и смотреть, каков эмоциональный отклик на ту или иную задумку.
Из собственного опыта: на последней Грелке написал рассказ «под Кинга». Рассказ был не до конца прописан и придумывался на ходу — черновик, в общем-то. Но в процессе обсуждения читатели это «под Кинга» уловили.
Второй опыт: на тот же конкурс другой рассказ был написан с прицелом на набиравшийся в тот момент сборник. Темы у сборника и у конкурса были широкие, потому не понадобилось ничего подстраивать. Рассказ занял приличное место, собрал множество отзывов (как положительных, так и отрицательных) и выявились некоторые недочеты. Всё это помогло за оставшееся время слегка доработать рассказ, а то, что мнения были настолько полярные, показало, что вещь неплохая. По крайней мере, это был не тот пугающий вариант, когда «ну, нормально так».
2. Стимул
Я уже говорил в минусах, что писать под деадлайном — порочная практика, но в некоторых случаях она бывает полезной.
Часто идея бродит и бродит несколько месяцев или лет. Понимаешь, что придумывать и писать надо много, вот и не трогаешь, занимаясь другими делами. А потом начинается конкурс, и эта идея прекрасно ложится на тему. Всё придумываешь и пишешь за неделю или даже пару дней (три-четыре часа), хотя до этого полгода никак и ничего.
Иная ситуация — есть не идея, а персонаж, мир или задумка структуры/композиции. И мир или персонажа представляешь отчётливо, но как картинку, которую никак не получается оживить. Или есть структура, которую нечем наполнить. А потом конкурс даёт тебе эту жизнь. Вернее, указывает направление, где её искать.
Даже если не получится дописать рассказ к началу конкурса, он всё равно сформируется в голове. А уж что с ним делать дальше — каждый решит сам.
Из собственного опыта: у меня была идея, сделать рассказ, в котором бы все части последовательно начинались с букв алфавита. Но что с ней делать было не ясно. А потом объявили темы очередного захода «Колфана». Одна из них была — «набор инструментов». И получилась, что алфавит стал не только структурой, но и вплёлся в сюжет, породив рассказ «Букварь Янки»
3. Учёба
Для учёбы конкурсы тоже подходят. У них есть потолок, дальше которого не прыгнешь, но базовый уровень набрать можно. Главное — понимать, в каком направлении работать.
Первое, и самое очевидное — конкурсы помогают набить руку. Этот довод часто используют, и все о нём знают, потому как это, действительно, правда. Через какое-то время (у каждого своё) учишься строить сюжет, держать темпоритм, персонажи получаются всё живее и провисов всё меньше. Но не стоит забывать, что расти надо не только вверх, но и вширь.
Второе — учиться у других. Разбирать рассказы победителей, попытавшись абстрагироваться, если они вам нравятся. Смотреть на приёмы, которые используют другие авторы. Смотреть на особенности стиля, структуры, персонажей и так далее. Пытаться поначалу просто повторять, а затем привносить своё и сочетать одно с другим. В этом нет ничего зазорного, да и самостоятельная учёба на чужом опыте приносит куда больше, чем просто читать «полезные советы и рекомендации мастеров». Разумеется, если есть желание учиться и упорство.
Третье — умение правильно строить работу. Конкурс с его деадлайнами можно воспринимать, как проект. Не «проектная литература», а, к примеру, проект дома. Разбиваем работу на этапы: формирование сюжета, синопсис, черновик, вычитка, вторая вычитка и так далее. В идеале должно получиться так, что деадлайны перестают вас волновать. Вы успеваете сделать всё вовремя и в срок, чуть снисходительно посматривая на тех участников, которые, высунув язык, дописывают последние буквы, поглядывая на часы. Это умение затем переносится на написание чего-то большего. Вы знаете последовательность этапов, и спокойно переходите с одного на другой. Вдобавок, возникает привычка и вы уже готовы работать последовательно и планомерно. Конечно, адреналина становится меньше — не гонка с деадлайном, но не думаю, что это такая уж большая расплата.
Есть и другие возможности для учёбы, но эти, как мне кажется, главные.
Из собственного опыта: с какого-то момента «рука набилась», и выход в финал перестал быть чем-то из ряда вон. Пока он ещё не гарантирован для всех рассказов (если пишу больше одного), но хотя бы один выйдет из группы.
По второму: многому научился у победителей и постоянных участников. Учился у тех, чьи произведения мне нравились. Сейчас, даже просто читая книги, стараюсь подмечать некоторые находки, а после анализировать.
По третьему: последние пару лет успеваю дописать до деадлайна. Иногда, правда, к деадлайну вычитываю (на грелку, к примеру), но минимум часов за 8-9 до конца приёма рассказов имею законченный вариант, который остаётся только править. Результаты от этого не упали, а наоборот.
4. Идеи
Один из главных плюсов конкурсов. В первую очередь он хорош тем, что не обязательно участвовать.
Многим ведь не хватает «темы», чтобы начать думать. Просто так, из головы, не получается. Выглядит как-то натужно. Даже «широкая тема» становится препятствием, потому как люди привыкают воспринимать это, как барьер, который нужно взять. А ещё лучше сделать так, чтобы не перепрыгнуть, как все, а проползти. Или на одной ноге перескочить.
Но факт остаётся фактом: среднестатистический мозговой штурм на заданную тему обычно даёт от трёх до пяти-семи задумок (данные, понятно, из собственного опыта). В конкурсе используются одна, две, три, а больше — редко. Остальные могут пополнить тот файлик, который должен быть у каждого. Или папку с набросками из предложений, образов, миров, структур и так далее. Всё это занимает мало места и практически не устаревает. А в нужный момент, когда наступает мозговой ступор, может пригодиться.
Чаще всего эти задумки даже не с первого раза трансформируются в нечто стоящее. Сначала к ним просто допишется пара слов-фраз, пришедших на ум. Затем ещё чуть распишется. А уже потом оформится в нечто цельное, и тогда можно писать. На конкурс или нет — без особой разницы. Главное, что такого рода идеи, над которыми размышляли не один раз, имеют куда больше глубины, чем нечто пришедшее на ум и тут же взятое в работу. Появляются вкусные детальки, лучше прорабатывается логика и так далее.
Из собственного опыта: файлик есть. И несколько конкурсных рассказов были написаны, опираясь на эти задумки. И несколько внеконкурсных тоже. Некоторые идеи просто стали частью чего-то большего, найдя своё воплощение.
5. Призы
Один из самых эфемерных плюсов. Призов на всех не хватает, и всерьез на них рассчитывать стоит только тогда, когда вы действительно имеете туза в рукаве. Сами призы могут быть разными — от публикаций, до гаджетов или денег (иногда немалых).
Сюда же плюсом идёт то, что обычно конкурсы с призами судятся преноминаторами и жюри — не надо тратить время на чтение чужих рассказов.
Ну и не будем забывать о том, что в таких конкурсах часто имеется возможность выставить «лежалый» рассказ. Тот, который вычитан, вычищен и так далее.
В общем, несмотря на эфемерность — это тот самый плюс, который со всех сторон плюс. Разумеется, при всём при этом не стоит забывать, что первоначальная цель — достойный рассказ, потому что без него выиграть не получится.
Из собственного опыта: с призами у меня не сложилось. Таковыми могут считаться только диски с аниме, которые достались за победу в одной из номинаций конкурса «Креатив». К ним должен был прилагаться сборник фантастики, но он до меня не доехал, чем не очень расстроил, если честно. Публикаций в качестве приза я не выигрывал (считать конкурсом «мастер-класс» вряд ли стоит). Однажды была такая возможность при доработке рассказа, но первая исправленная версия жюри не устроила, а потом меня закрутило нечто другое.
Из опыта координатора конкурса: несколько раз удавалось найти возможность для публикации в журнале «Уральский следопыт» (победители) и в альманахе «Авторъ» (по выбору редакции). Ещё один раз, совместно с электронным издательством «СамоЛит» дарили читалки.
***
В общем и целом: конкурсы нельзя назвать абсолютным злом или добром. Всё зависит от целей, которые вы преследуете. И если конкурсы выступают трамплином к «профессиональному росту», то надо брать высоту и двигаться дальше. Топтание на месте порождает регресс и полностью убивает желание двигаться вперёд.
Это не обязательно означает полный отказ от конкурсов. Нужно просто понимать, что вы хотите этим участием получить. Даже, если банальный «фан», что не зазорно, если не становится главной целью.
Впрочем, как я надеюсь, каждый для себя рано или поздно расставит приоритеты.