А вот расскажу-ка я и даже покажу-ка я промежуточные обложки к своим книгам — на двух примерах.
Начнем с «Убыра».
Он, как известно, лежал в издательстве сверстанным-вычитанным-дожидающимся-своего-часа полтора года. И если вы думаете, что эти полтора года я застенчиво страдал лбом в стенку, вы меня плохо знаете. Я ныл, канючил, угрожал, шутил и создавал разнообразные поводы.
Одним из поводов стала обложка. А кто будет ее рисовать, спрашивал я, а когда, а прачо — ну, я умею быть изобретательно нудным. В рамках этой нудности я бросил руководству издательства «Азбука» собственноручно накаляканный эскиз:
http://ic.pics.livejournal.com/zurkeshe/9636747/546... » alt="u01-01» title="u01-01» width="283» height="403» />
Руководство издательства «Азбука» гуманно воздержалось от оценок и некоторое время спустя ответило мне профессиональным вариантом:
http://ic.pics.livejournal.com/zurkeshe/9636747/479... » alt="u-01-001» title="u-01-001» width="288» height="448» />
Я до сих пор радостно вру себе, что художник вдохновлялся не только моим гениальным текстом, но и моим же гениальным этюдом. Соответственно, обложка мне страшно понравилась. А сохранившиеся в эскизе блербы и слоганы с обложки «Псоглавцев» (вы, поди, и не знаете, но в книготорговых базах «Убыры» до сих пор проходят как части проекта «Дэнжерология», начатого романом черногорского риэлтора Маврина, внезапно оказавшегося пермским классиком Ивановым) добавляли продукту загадошности, амбивалентности и транспарентной глобальности.
Тут, правда, в АСТ вышла полная версия романа Стивена Кинга «Оно» вот с такой вот обложкой:
http://ic.pics.livejournal.com/zurkeshe/9636747/514... » alt="316814» title="316814» width="285» height="448» />
Я похихикал и решил, что кривая вывезет.
Она и вывезла.
Главный редактор «Азбуки» Алексей Гордин решил делать буктрейлеры на книги Маврина и Измайлова. Я не уверен, что ролик уфимской студии «Муха» сыграл оглушительную роль в продажах «Убыра» и прочих маркетинговых приятностях, но я уверен, что ролик получился обалденным (особенно учитывая, в какие сроки и за какие деньги он делался), а составившие его рисунки просто гениальны.
Это сразу поняли и в «Азбуке», поэтому решено было пожертвовать вполне удачной исходной обложкой в пользу кадра из ролика.
Готовить итоговый вариант тоже пришлось в спешке. Поэтому самая первая (и самая смешная) рецензия на книгу, вышедшая в журнале GQ, сопровождалась забавным концептом обложки, представлявшим собой гибрид первого эскиза к «Убыру» и супера от «СССР™»:
http://ic.pics.livejournal.com/zurkeshe/9636747/452... » alt="u01-02» title="u01-02» width="281» height="437» />
В принципе, я бы и от такого не отказался — люблю, честно говоря, лапидарность, строгость и чистоту.
Но итоговая версия, понятно, меня снесла. Потому что рисунок Вадима Рубцова такой был — сносящий.
http://ubir.azbooka.ru/img/wallpapers/18-1.jpg» />
И мы пошли домой.