Чарльз Стросс откуда взять


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > Чарльз Стросс: откуда взять деньги на полет к звездам?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чарльз Стросс: откуда взять деньги на полет к звездам?

Статья написана 17 июня 2013 г. 12:50

Мое интервью с. Из родной газеты. Думаю, в скором будущем в «МФ» будет много больше 8-)

Британский писатель Чарльз Стросс (род. 1964) – один из самых популярных англоязычных фантастов, представитель нового поколения авторов, которое на своей шкуре испытало, какое это проклятие и благословение – жить в эпоху технологических перемен.

Свой первый рассказ Стросс опубликовал в 1987 году, первый роман («Небо сингулярности») – гораздо позже, в 2003-м. Зато потом он, что называется, оторвался по полной: за прошедшие девять лет издал 17 романов, образующих несколько циклов, среди которых – космическая опера, научно-фантастические книги о мире близкого будущего, «лавкрафтианская» серия про организацию, противостоящую оккультным угрозам, и даже своего рода экономическая фантастика о предприимчивых людях, которые путешествуют по альтернативным мирам и извлекают выгоду из торговли технологиями.

В конце мая Чарльз Стросс прибыл в Таллинн, чтобы принять участие в литературном фестивале HeadRead, и дал небольшое интервью «ДД».

Хочу быть фантастом!

– Не так давно видный экономист Пол Кругман упомянул вас в своем блоге, сообщив заодно, что ваша книга «Племя Нептуна» – это лучший фантастический роман на тему межзвездных финансов. Как вы отнеслись к столь внезапной славе?

– Кругман и в прошлом отзывался о моих работах весьма лестно, мы с ним встречались – и я обнаружил, что он поклонник фантастики... Мне это все, конечно, очень приятно: ах, большой человек заметил мою книгу! Я понимаю, почему это произошло. «Племя Нептуна» выходит в Америке в июле, и это особенный роман. Состояние современной научной фантастики тревожит меня в нескольких аспектах, и один из них – это чрезмерно частое использование абсурдно легких способов передвигаться от планеты к планете или от звезды к звезде. В реальности для того, чтобы добраться до другой планеты, требуются годы, а чтобы долететь до ближайших звезд – целые столетия. Это очень нелегко. Кроме того, когда люди говорят, мол, мы полетим на Марс и колонизируем Красную планету, потом полетим на астероиды и станем добывать там полезные ископаемые, – очень хорошо, отвечаю я, но откуда вы на все это возьмете деньги? Как эти проекты будут финансироваться? Я подумал и решил, что если расходы на межпланетные и межзвездные перелеты столь высоки, значит, они требуют появления нового типа денег. Вот об этом и мой новый роман.

– Вы поняли, что станете писателем, когда лет вам было всего ничего...

– Восемь, если быть точным. А романы я попытался писать, когда мне было тринадцать или четырнадцать. И не то чтобы я знал, что буду фантастом, скорее, я этого хотел. Знай я, что моя жизнь будет такой непростой, я бы передумал! (Смеется.)

– Как это получилось? Что должно произойти, чтобы ребенок в восемь лет сказал: я хочу быть писателем-фантастом!

– Для этого нужно с младых ногтей читать научную фантастику и находить ее куда более интересной, нежели считающиеся обязательными для чтения мейнстримные тексты. А еще мне было любопытно, как мы соотносим себя с искусственными вещами, которыми наполнен окружающий мир, и я задавался вопросом, как люди могут жить в далеком будущем – в обществе, которое пока что не существует. Проблема в том, что обычные художественные романы о чем-то, что происходит вокруг нас, по сути своей ограничены реальностью, которая отходит в прошлое. Есть вещи, о которых такие романы рассказать не могут.

Мудрость и технологии

– Например?

– Мы живем в эпоху удивительных технологических перемен. Если в вашем романе никто не сидит в Интернете, если не упоминаются дистанционно управляемые роботы-убийцы, обстреливающие ракетами Пакистан, если герои не говорят через странные светящиеся экраны с людьми на другом конце света, – такой роман не способен сказать ничего полезного о том, как живет и чем дышит современный человек. Потому что именно так мы и живем! Получается интересная штука: по большей части знаменитые современные романисты – это люди за пятьдесят, то есть в возрасте, когда человек перестает быть гибким и восприимчивым к нововведениям, однако именно этим романистам мы доверяем – и готовы выслушивать их мнения о том, как люди себя ведут, о чем думают, что делают. Такой вот парадокс...

– Считается, что эти люди более мудры, точнее, умудрены опытом, которого нет у молодых.

– Мудрость, безусловно, важна, но посмотрите с другой стороны: по мере развития технологии наша психология тоже меняется. Скажем, уже в конце 1980-х можно было предсказать, что вскоре полупроводниковые микросхемы подешевеют настолько, что в каждом мобильном телефоне появится фотокамера. Чего никто не мог предвидеть – ни фантасты, ни мейнстримные писатели, – так это того, как фото- и видеокамеры в мобильниках изменят нашу жизнь. В Великобритании зародился феномен, который назвали happy slapping – «радостное избиение»: группа подростков окружает человека, один из них его оскорбляет или бьет, а другие снимают происходящее на камеры в мобильниках, чтобы потом выложить записи на YouTube. Некоторые случаи заканчивались смертью. К счастью, сейчас так почти уже не развлекаются – после того, как суды отправили несколько человек в тюрьму за соучастие в убийстве. Технология нас меняет, и фантасты чувствительны к этим изменениям больше, чем реалисты.

– Вы пишете очень много, более того, вы пишете очень разные книги, от космоопер до мистики, пусть и сопряженной с техникой. Ощущение такое, что вы стремитесь занять все доступное литературное пространство...

– У меня есть несколько пороков. Я чрезвычайно ленив, мне быстро прискучивает то, что я делаю, и меня очень легко отвлечь. Вот почему я пишу настолько разные книги. Когда вы издаете книгу и она хорошо продается, первое, о чем просит вас издатель – это написать еще одну почти такую же, ну, может, чуть-чуть другую. И это очень легко сделать, но заниматься одним и тем же десять лет подряд – боже упаси. Мне нужно отклоняться от заданного курса. На деле я не так уж много пишу, в среднем это книга в год плюс несколько рассказов. Но несколько лет назад у меня в жизни был период, когда я дошел до отчаяния, – и тогда я писал по две с половиной книги в год. Еще был год, когда мою книгу издатели разделили на две. Кажется, что моя писательская производительность высока, но это иллюзия.





267
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение18 июня 2013 г. 22:12
Уржался над комментариями.
Жил-был, послушайте, социально-озабоченные, писатель Александр Казанцев. В 1979 он написал НФ о том, как накормить те самые миллиарды, которым Вы соболезнуете. Насколько фэндому оказался милее «Купола надежды» пистолет Сикорски, описать трудно.
Книги не оценивались по «правильности», подобной в Клатче люди голодают, а вы, даже тогда и даже в СССР.
Тема «новых денег» действительно любопытна, зря все так высокомерно.
По поводу хулигана с электроникой — это не история про альфа самца, а могила для идеологов технократии. В классической и комиксовой НФ подобного рода предметы могли попасть в руки шпаны только случайно, не так ли?

цитата angels_chinese

Кругман и в прошлом отзывался о моих работах весьма лестно
Что доказывает только то, что, в культурном плане, выдающимся экономистам надо совсем чуть-чуть.
Вот ежели б его Елена Чиркова хвалила...

цитата angels_chinese

Вот почему я пишу настолько разные книги.
Книги у Стросса действительно, чудовищно разные. Но неужели причина настолько банальна?

angels_chinese! Спасибо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июня 2013 г. 23:47
Вэлкам 8-)
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 11:59

цитата ааа иии

Жил-был, послушайте, социально-озабоченные, писатель Александр Казанцев. В 1979 он написал НФ  о том, как накормить те самые миллиарды, которым Вы соболезнуете.


Я-то им не соболезную, так же как они мне. Нехай подыхают. Я о другом. Читайте внимательнее.

А соболезновать голодающим и думать, о том, как всех накормить, начал такой малозначительный социально-озабоченный империалистический фантаст как Герберт Уэллс. ;-)
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 18:03
И что у него популярно? Война миров, Человек невидимка, Машина времени, Остров доктора Марру. Ага.
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 20:04

цитата vvladimirsky

Герберт Уэллс.
8:-0 вряд ли он, судя по «Джимми-пучеглазому богу», считал современными населяющих не альбионскую часть шарика.

цитата vvladimirsky

и думать, о том, как всех накормить, начал
...Мальтус. А где это у Уэллса? В «Пище богов», вроде, нет.

цитата vvladimirsky

Я о другом.
О чем же?
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 22:07

цитата

Я подумал и решил, что если расходы на межпланетные и межзвездные перелеты столь высоки, значит, они требуют появления нового типа денег. Вот об этом и мой новый роман.

Заинтриговал. Что же это за новые деньги такие? Трудодни?
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 22:32
Судя по контексту, исключено. Если про общества без денег западные фантасты думают давно, хорошо и иногда даже оригинально, если про электронные и виртуальные деньги только на русском издано два романа, то... тут может быть что угодно :-).
Стросс — либо бурда какая-то, либо поднимается к вершинам жанра.
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 22:43
Киловатт-часы?:-)
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 08:45
:-( С трудоднями в Анк-Морпорк, к големам Пратчетта. Или на Венеру Каттнера, на луны Вакуумных цветов Суэнвика. С киловатт-часами в Схизматрицу Стерлинга, хотя он малость изобретательнее:

цитата

Ты наверняка заметил, что твой кредит измеряется в часах.
    -- Да.
    -- Это часы сексуального обслуживания. У механистов и шейперов валюта -- киловатты. Но уголовным элементам Системы для жизни необходим черный рынок. На нем в ходу множество теневых валют.
     -- Одно время все эти валюты базировались на наркотиках, но это давало Черным   Химикам шейперов преимущество. Имело некоторый успех машинное время, но лучшая кибернетика -- у механистов. И тогда пришел секс.
Фишка в том, что ни одна подмена функции эквивалента средства всеобщего обмена на что-то, что якобы получше, — на золото, часы работы, электричество, акции, оргазмы, еловые шишки, цепочки ДНК, — не даст средств для космических полетов. М.б., будет справедливей, надежней, — но инвестиции? Идея денег ниоткуда одна из старейших в фантастике — Гёте, Носов, Саймак, Шерред...
Мне интересно, как же Стросс предложит выбраться из этой ловушки. Имею некоторые опасения: «Тайная семья» что-то не убедила, что он шарит в вопросе связи финансовых схем и экономики.


Ссылка на сообщение30 июня 2013 г. 11:55

цитата angels_chinese

Состояние современной научной фантастики тревожит меня в нескольких аспектах, и один из них – это чрезмерно частое использование абсурдно легких способов передвигаться от планеты к планете или от звезды к звезде. В реальности для того, чтобы добраться до другой планеты, требуются годы, а чтобы долететь до ближайших звезд – целые столетия. Это очень нелегко.

Соглашусь с Ч.С. Но замечу, как мне кажется, в романах, где так пишут легко о космотраффике, это все не научная фантастика.
Об этом уже анекдоты ходят

цитата

В книжном парень и девушка спорят, кто пишет фантастику лучше — мужчины или женщины. Юноша говорит: «Дамы вообще не понимают, что такое фантастика! Эльфы, маги, мистика, ерунда всякая». Девушка и говорит: «А мужская фантастика — это когда много-много мужиков летит на больших-больших кораблях за миллионы парсеков на чужую планету, чтобы подраться там между собой на мечах».

Вот и получается , что лучшем случае это умная технофэнтези.
Стросс, отмечая, что путешествия сложны и дороги, заводит речь, о том, где взять на это деньги. А по-моему, хороший думающий фантаст будет задаваться и решать вопрос, а зачем собственно все эти галопы по галактике?
Страницы: 12

⇑ Наверх