Яркий исторический роман с мистической составляющей в виде родового проклятия, которое навлечено на владетелей или хозяев старинного замка Игмор. Стиль Ночкина узнаётся с первых страниц, хотя может предполагаться, что в отрыве от цикла будет слегка другое и неузнаваемое. Нет, внецикловый роман получился очень живым, динамичным, полным приключений, историй, выписан мелочами так полюбовно и нежно, что появляется мнение о реальности происходящего в те давние времена.
Сюжет чётко можно подразделить на плавное взросление детей Игмора и их будоражущие авантюры после становления. И удивительно, здесь нет почти фанатичного присягания рыцарской идеологии, наполненной слишком однозначными понятиями о чести и благородстве. Этим роман в лучшую сторону отличается от других произведений «плаща и шпаги». Здесь не найдётся возвышенно-одиозных увещеваний героев о любви к прекрасной даме, о рыцарском долге, преданности, пути к славе, подвигах. Есть месть, есть предательство, средневековая грязь, интриги, ханжества, распутство и пьянство, есть разбои, «удары милосердия», грабежи — то есть всё то, о чём в иных романах любят или умалчивать, или говорить скоро, не придавать значения. В романе Ночкина указывается, что именно в этом есть значение и смысл, есть определённость и рок судьбы. И этот смысл очень многозначительно раскрывается во многочисленных отступлениях и акцентах на второстепенных героях, которые не могут быть в стороне, просто не могут быть в тени великих Героев. Все важны, все имеют место, всё зависит от всех. И даже Отфрид, сын игморский, или Ридрих Эрлайл могут получить не совсем то, что изначально желали.
Заключение же даёт возможность читателям самим предугадать в зависимости от их убеждений и просто характера дальнейший исход событий: поверить в неизбежность наносных истин и предсказаний или разбить это «кривое зеркало» одним ударом надежды.
Высший балл, без сомнений. Ночкин после этого и двух других мною прочитанных романов стал одним из любимых писателей реалистичной фэнтези. 10/10