Запощу-ка я сюда два поста из ЖЖ о премиях. А то как-то.
В блоге Сергея Бережного — отличный текст про литературные премии, в частности, фантастические. «Я прекрасно понимаю, что такие премии – это просто инструмент, с помощью которого окололитературное сообщество выстраивает свои отношения с тем или иным важным для этого сообщества деятелем...» Если кто в теме — прочитайте, пост длинный, но того стоит.
Не то чтобы я готов был ППКС вообще. Потому что вообще у меня сохраняется иллюзия, что где-то (где?) есть сообщества, в которых премирование работает не как вот внутритусовочное выстраивание отношений, а как реально механизм (а) выявления лучших текстов (на уровне уже номинаций и шорт-листов), (б) внимания сообщества друзей и камарадов и (в) сплочения этого самого сообщества — открытого и доброжелательного. Может быть, так оно на Западе. Я не знаком с западными реалиями близко. Там, как ни крутите, немного другие правила поведения в фэндоме — по совокупности причин, — но рая на земле нету нигде, конечно.
А в отношении постсоветских премий я эволюционирую в сторону изложенной позиции Сергея. Так получилось, что уже который месяц я с любопытством и не без известного восхищения наблюдаю за судьбами фантастических цацек. У меня есть на то причины, и они вкупе с этическим кодексом диктуют мне оставаться в стороне и наблюдать. Что я и делаю. Еще и потому, что людей, крайне неравнодушных к славе, лучше наблюдать с безопасной дистанции.
Некоторое время я размышлял над тем, что вижу, и понял вот что. По-любому хорошо, когда люди получают цацки — за что бы ни. Скажем, когда цацки получают добрые люди, количество доброты в мире увеличивается. А когда премии получают злые люди, они на время, пока премии согревают их сердца, становятся добрее — и обратно количество доброты в мире хоть немного, но увеличивается.
Кроме того, премии очень полезны и для литературы. Сам факт премирования возбуждает в причастной публике интерес к текстам автора. И если премировали автора хороших текстов, широкая публика эти тексты прочитает — и восстановится космическая справедливость. А если это автор не очень хороших текстов, получивший премию за торговлю лицом, вращение в кругах или «он(а) хороший человек», широкая публика увидит, что тексты его нехороши, — и обратно восстановится космическая справедливость.
Нынешний статус-кво в фэндоме — все эти группировки и прочее — да, подстегивает амбиции. А амбиции — это, товарищи, идеальный лакмус. Они запускают механизмы, которые действуют медленно, но верно. И в конечном счете все упрется в тексты. Песочница — субкультура специфическая, но песчаные замки долго не стоят, и мыльные пузыри тоже лопаются. Другое дело, что система, которая «пестует и ущемляет амбиции», как пишет Сергей, — неблагородна. Вот это хорошо бы попросту осознавать.
Мой личный квест тут — укрощение тщеславия (если оно есть): писать не для премий, а чтобы сказать то, что надо сказать. В идеале, вручили мне за что-то премию или не вручили, я должен ощущать одно и то же: у меня дома семья, в голове сюжет, а в сердце любовь. Я, кстати, вижу таких людей среди тех, кто получает премии достаточно регулярно, — и вот за них искренне радуюсь.
Если совсем серьезно, космическая справедливость по определению лежит на уровне куда выше цацек. И я хотел бы иметь дело именно с этим уровнем. Просто потому, что он — истинный.
Рекомендуемая песня по теме: «Электрический пес».