Метро 2033


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Метро 2033
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Метро 2033

Статья написана 21 июня 2013 г. 20:07

Вы никогда не задумывались над тем, какие критерии отличают книгу, написанную писателем-профессионалом от откровенной любительщины? Любительские опусы, предназначенные исключительно для самиздата, обычно сочиняются на досуге, в свободное от прямой работы время, а их основной читательской аудиторией изначально является довольно узкий круг друзей, знакомых, соседей, друзей знакомых, соседей друзей, за которыми еще предстоит немало побегать с воплями: "Я тут такую книжку сочинил. Почитайте, ну что вам стоит!". Типичному самиздатовскому автору-любителю обычно нет дела до хромающей во все стороны литературной стилистики, многочисленных повторений одних и тех же местоимений или словно вырубленных из огромного куска древесины, кондовых диалогов — ведь вероятность того, что произведение попадет в руки людей с филологическим образованием изначально равна нулю, так для кого стараться? Кроме того, типичному самиздатовскому автору-любителю нет никакого дела и до провисающего сюжета с полным отсутствием внутренней логики или чудовищного количества научных ляпов, допущенных на страницах его произведения — ведь добрый сосед дядя Коля из квартиры №8, который любезно согласился почитать его творение все равно не разбирается в тонкостях эволюционной биологии и не имеет ни малейшего представления, что 20 лет — это чересчур мизерный срок для мутации сложных организмов в новый биологический вид. Поймите правильно: я ничего не имею против авторов-любителей, размещающих свои произведения на сайте "Самиздат". В конце концов, в самом желании творить нет ничего плохого: чем черт не шутит, а вдруг, следующая книга получится значительно лучше предыдущей, и раздвигая в разные стороны кипу всевозможной макулатуры, на свет вылезет очередной крепкий писатель-профессионал? Плохо другое — когда подобные низкопробные поделки, написанные для соседей знакомых ВНЕЗАПНО попадают на стол редактора крупного издательства, и тот, спекулируя на модной тематике решает издать сей опус, причем в первоначальном виде и с отсутствием какой-либо редактуры. На любительский опус приклеивают весьма немаленький ценник, а все средства, которые можно было бы потратить на доработку книги или зарплату корректорам пускают на изготовление огромных рекламных стендов, которые стоят в любом крупном книжном магазине и обещают потенциальному покупателю, как минимум "роман столетия". Таким образом, изначально узкая читательская аудитория расширяется до десятков тысяч человек, и на тумбочках потенциальных потребителей появляются свежекупленные поделки наподобие "Метро 2033".

Собственно, на этом отзыв можно заканчивать, ибо роман Глуховского впитывает в себя абсолютно все недостатки, присущие любительским фанфикам, написанным по мотивам известных фильмов или любимых компьютерных игр. Попытаюсь облегчить задачу тем читателям, которые все еще раздумывают над тем, стоит ли им тратить кровные сбережения на покупку самого распиареного российского романа прошлого десятилетия — представьте, что в культовой CRPG "Fallout" глобальная карта представлена в виде схемы Московского Метрополитена, сократите количество действующих NPC до десятка субъектов с нулевой проработкой характеров, кастрируйте разветвленные диалоги до всего лишь двух вариантов — либо односложные рубленые фразы, либо неконтролируемая словесная диарея, густо замешанная на банальности в десятичной степени и чудовищном количестве ПАФОСА!!!!!111 Полностью удалите своеобразный фоллаутовский юмор, а любые намеки на язвительную сатиру замените фигурами коммунистов и нацистов — настолько утрированными и карикатурными, будто их перерисовали с иллюстраций старого советского журнала "Крокодил". Ну и конечно, авторский месседж — как же без него, который полностью укладывается в донельзя банальную фразу "Умирать тоже надо человеком", которую автор очевидно считает чем-то вроде Священной Заповеди и поэтому заново пересказывает ее почти в каждой главе, постепенно умножая количество букв и использованных восклицательных знаков.

Впрочем, современных читателей (особенно российских) этим не испугаешь — и пробравшись в самую глубь темного тоннеля, разбирая на своем пути пудовые завалы авторской стилистики, перепрыгнув через множество трещин, образовавшихся в результате крайне небрежной проработки местного сеттинга, они в конечном итоге окажутся перед огромной черной дверью, за которой их вовсю поджидает финальный сюжетный твист, по совместительству являющийся основной идеей данного произведения. И если неофиты от мира большой фантастической литературы предсказуемо будут скакать от восторга, то всех читателей, знакомых с жанров мягкой гуманитарной фантастики не понаслышке, концовка романа Глуховского столь же предсказуемо ввергнет в еще большую тоску, нежели его начало. При этом, кто-то с ностальгией вспоминает кардовскую "Игру Эндера", а у других руки сами потянутся к заветной полке, на которой стоит томик с "Отелем "У Погибшего Альпиниста" непревзойденных братьев С. — при общем сходстве концепций с финалом "Метро 2033", роману Глуховского до них — как до Луны на электропоезде московского метрополитена!

Первоначально, я собирался закончить сей отзыв заранее заготовленной фразой "Впрочем, чего иного можно было ожидать от заурядного любительского фанфика?". Но уже в процессе написания, я внезапно понял, что после многочисленных переизданий, переводов романа на другие языки, двух полноценных игроизаций и покупки голливудской студией прав на киноэкранизацию, это сочинение перестало отвечать смысловым критериям данного термина. И тогда мне на помощь пришло само издательство "Эксмо", честно и без обиняков нарекшее всю серию книг "Метро 2033" "литературным проектом". Изданный в 2000 году "Новый словарь русского языка" за авторством Т.Ф. Ефремова определяет проект, как

1) План создания чего-л., включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п.

2) Предварительный текст какого-л. документа, представляемый на обсуждение, утверждение.

3) Замысел чего-л.

По-моему, точнее не скажешь. ;-)





893
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 11:58

цитата fox_mulder

Плохо другое — когда подобные низкопробные поделки, написанные для соседей знакомых ВНЕЗАПНО попадают на стол редактора крупного издательства, и тот, спекулируя на модной тематике решает издать сей опус, причем в первоначальном виде и с отсутствием какой-либо редактуры. На любительский опус приклеивают весьма немаленький ценник, а все средства, которые можно было бы потратить на доработку книги или зарплату корректорам пускают на изготовление огромных рекламных стендов, которые стоят в любом крупном книжном магазине и обещают потенциальному покупателю, как минимум «роман столетия».

Меня тоже удивляет, что это не просто издали, но еще и раскручивали (я правда, переработанную и изданную версии не видел, так что сужу по тем фрагментам, что когда-то были выложены в интернетах — целиком я, правда, не осилил это творение, не смог).
Но с другой стороны — почему бы не дать «редактору крупного издательства» права на ошибку. Тем более, если они (издательство) на этом еще и заработали — так с точки зрения издательства и ошибки нет. Недовольство некоторых читателей (при этом и книгу-то не купивших — я же, например, читал в интернете, то есть не покупал) — для издательства и не показатель :).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 13:46

цитата senso_inglese

Но с другой стороны — почему бы не дать «редактору крупного издательства» права на ошибку. Тем более, если они (издательство) на этом еще и заработали — так с точки зрения издательства и ошибки нет. Недовольство некоторых читателей (при этом и книгу-то не купивших — я же, например, читал в интернете, то есть не покупал) — для издательства и не показатель :).

Вы правы. С точки зрения бизнес-проекта М2033 заслуживает самой высокой оценки. А вот с точки зрения литературы, на мой субъективный взгляд его оценка — 2\10 ;-)
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 20:39

цитата senso_inglese

С точки зрения бизнес-проекта М2033 заслуживает самой высокой оценки. А вот с точки зрения литературы, на мой субъективный взгляд его оценка — 2\10
Ну книга средняя.Все же есть атмосфера,персонажи. Я читал с интересом.Прочитать продолжение желание не возникло,но роман все же достаточно неплох. Точно помню что сначала у вас стояла оценка 7,а не 2.:-)
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 20:44

цитата alexsei111

Точно помню что сначала у вас стояла оценка 7,а не 2.

Констатирую: у Вас наблюдаются явные проблемы с памятью. Поначалу у романа стояло 5\10, потом из этой суммы я вычел 3 балла за наглый беспардонный маркетинг 8-)

цитата alexsei111

Все же есть атмосфера,персонажи.

Атмосфера — понятие очень субъективное, я наверное уже просто вышел из того возраста, когда пугают обитающими в метро гигантскими крысами-мутантами. Персонажи — типичные дурилки картонные, то есть разговаривающие шаблоны, каких в изобилии можно встретить у любого среднесдельного МТА вроде того же Зыкова. Язык — примитивный канцелярит, большинство авторских рассуждений дико раздражают своей наивностью, благодаря чему порой складывается впечатление, что книгу писал школьник. ;-)
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 20:49

цитата fox_mulder

Констатирую: у Вас наблюдаются явные проблемы с памятью. Поначалу у романа стояло 5\10, потом из этой суммы я вычел 3 балла за наглый беспардонный маркетинг
Ну может быть. Но маркетинг не имеет отношение к качеству текста. И получилось же много,много книг продать,а победителей не судят.
Когда рецензию на фильму напишите? А то я очень жду.
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 20:53

цитата alexsei111

Ну может быть. Но маркетинг не имеет отношение к качеству текста. И получилось же много,много книг продать,а победителей не судят.

Имеется ввиду, что для самиздатовского романа была бы оценка 4-5\10, а для изданного в обложке платного издания — в два раза ниже, так как у самиздата и «проффессиональных авторов» критерии оценки сильно различаются. ;-)

цитата alexsei111

Когда рецензию на фильму напишите? А то я очень жду.

Сам не знаю. Есть пара задумок, но когда они выгорят, да и выгорят ли вообще — даже не представляю. 8:-0


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 12:01

цитата fox_mulder

все средства, которые можно было бы потратить на доработку книги или зарплату корректорам

А, кстати, еще вот по этому пункту — посмотрел сейчас в википедии, там пишут, что сама-то книга перерабатывалась как минимум дважды.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 13:44

цитата senso_inglese

А, кстати, еще вот по этому пункту — посмотрел сейчас в википедии, там пишут, что сама-то книга перерабатывалась как минимум дважды.

Насколько я понимаю, читателям на самиздате не понравился финал изначальной версии романа, и Глуховский вместо одного варианта окончания сочинил другое. А потом эту рукопись со вторым вариантом финала издали практически без изменений. 8:-0


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 12:09
Спасибо за роскошную рецензию. Всё, что накипело в сердце, вы высказали очень и очень доходчиво.
Зачел это еще до всего последующего ажиотажа, и никак не мог понять, как это можно было подобное поднять до уровня чего-то культового. Одним пиаром не мог этого объяснить. Но, видимо, я не донца понимаю мощь «психотропного» воздействия на массы. Опять же, живу не в России, поэтому ваш пиар проходит мимо меня.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 13:59

цитата svarga

Зачел это еще до всего последующего ажиотажа, и никак не мог понять, как это можно было подобное поднять до уровня чего-то культового. Одним пиаром не мог этого объяснить. Но, видимо, я не донца понимаю мощь «психотропного» воздействия на массы. Опять же, живу не в России, поэтому ваш пиар проходит мимо меня.

Как и в случае с печально известным лит.проектом по «Сталкеру», здесь многое зависит от аудитории. Основная аудитория «Метро» — это ни в коем случае не знатоки самой разнообразной фантастической литературы, а в первую очередь поклонники экшОна, которые не обращают внимания ни на явные сюжетные ляпы, ни на убогий канцелярский язык — лишь бы палили из всех стволов, да побольше. ;-)
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 16:14
Я, наверно, слишком хорошо думаю о человечестве. Наивный.:-)


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 14:04
Я читал в году 2007-м этот опус, впечатления похожие и есть ляпы которые я помню до сих пор. Помимо вышеприведенных фейлов, меня еще жутко смутила «концептуальная» неоднородность произведения. Автор то пытается писать научную фантастику, то мистику, то еще что-то, причем в отличии от тех произведений, где бывают удачные осознанные примеры смешения жанров и идей, тут происходит все с точностью до наоборот — автор словно в процессе жутко метался, пытался укладывать идеи, которые просто аннигилируют друг-дружку в пределах одной книги и каждый раз меняя вектор движения перечеркивал все предыдущие свои рассуждения «за жизь», какими бы они там небыли. Ну в общем, это действительно бесподобно, флаг в руки тем, кому это понравилось, а меня оградите от такой литературы, особенно отечественной, потому что за своих как-то и стыд все-таки берет 8:-0
Да, концовка почему-то родила ассоциацию с другим произведением АБС — Обитаемым островом (и как оказалось, не только у меня), но сейчас мне трудно более конкретно вспомнить.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 14:08

цитата Paf

Да, концовка почему-то родила ассоциацию с другим произведением АБС — Обитаемым островом (и как оказалось, не только у меня), но сейчас мне трудно более конкретно вспомнить.

Ну тот скорее микс сюжетного твиста из ОО и гуманистического посыла ОУА. 8:-0
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 15:05
До сих пор где-то валяется книжечка, заброшенная после первых 50 страниц. Только, к сожалению, купленная, а не подаренная :-((( Повёлся в своё время, ещё в «до-фантлабовские» времена 8-] А вот «Сумерки» мне даже в какой-то степени понравились. Благодаря аудиокниге и потрясающей озвучке было очень занятно, особенно историческая часть. Где-то первая половина романа на ура, потом следил исключительно за путешествием, а вот финал убил всё впечатление...
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 15:11

цитата Cardinal_St

А вот «Сумерки» мне даже в какой-то степени понравились. Благодаря аудиокниге и потрясающей озвучке было очень занятно, особенно историческая часть. Где-то первая половина романа на ура, потом следил исключительно за путешествием, а вот финал убил всё впечатление...

«Сумерки» я в свое время не то,чтобы читал — листал. Идея напоминает смесь голливудского фильма «Знамение» с сочинениями Дэна Брауна. А вот стиль — типичный Глуховский: бедный язык, хромающая логика, многочисленные провалы в сюжете. ;-)
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 15:44

цитата fox_mulder

А вот стиль — типичный Глуховский: бедный язык, хромающая логика, многочисленные провалы в сюжете. ;-)
Не исключаю, что в бумажном виде было бы тоже самое что и с Метро 2033. Но тут такое дело — сочетать одновременно вместе с работой сложные вещи довольно непросто. Поэтому если беру аудиокнигу, то чаще всего развлекательного характера и попроще, иначе либо весь сюжет уйдёт мимо тебя, либо концентрироваться приходится на речи во вред работе 8:-0
 


Ссылка на сообщение22 июня 2013 г. 15:47

цитата Cardinal_St

Но тут такое дело — сочетать одновременно вместе с работой сложные вещи довольно непросто. Поэтому если беру аудиокнигу, то чаще всего развлекательного характера и попроще, иначе либо весь сюжет уйдёт мимо тебя, либо концентрироваться приходится на речи во вред работе

Согласен с Вами — во время прослушивания аудиокниги оплошности текста не так бросаются в глаза, как при пожирании его глазами. :beer:


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 13:03
С книгами у нас как-то большая совместимость во вкусах. Абсолютно согласна. Ничего, кроме недоумения и раздражения, этот проэкт не вызвал. Впрочем, другие романы я не читала, только Глуховского, так что пишу только о нем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 14:38

цитата darkina

Впрочем, другие романы я не читала, только Глуховского, так что пишу только о нем.

Я тоже. Мне и первой книги хватило, причем за глаза. ;-)


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 20:53
Метро — не по игре.
Самое слабое в игре — сюжет.

Играть ещё можно.
Читать самое первое метро, как инет-проект — было интересно. Но не более того.
Почему издателсьво при раскрутке решило преподнести Глуховского, как маститого писателя (и во что он сам поверил в итоге) мне не понятно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 20:56

цитата Цефтриаксон

Метро — не по игре.
Самое слабое в игре — сюжет.

Согласен :beer:

цитата Цефтриаксон

Играть ещё можно.
Читать самое первое метро, как инет-проект — было интересно. Но не более того.
Почему издателсьво при раскрутке решило преподнести Глуховского, как маститого писателя (и во что он сам поверил в итоге) мне не понятно.

И снова соглашусь ;-)
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 21:02
Мне кажется у всех отечественных проектов основная проблема — «серьёзные щщи».

Полностью отсутствует самоирония. И даже когда она появляется — выглядит вымученно и запоздало. Оттого и судьба их обычно коротка и незавидна ,каким бы мощным не был старт.

Грустно это. Даже у развлекательной литературы — должно быть качество :(
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 21:09

цитата Цефтриаксон

Мне кажется у всех отечественных проектов основная проблема — «серьёзные щщи».

Полностью отсутствует самоирония. И даже когда она появляется — выглядит вымученно и запоздало. Оттого и судьба их обычно коротка и незавидна ,каким бы мощным не был старт.

Скорее, главная проблема заключается в жестком формате, заданном на уровне издательства. Например, при прочтении книжек из серии «Сталкер», у меня складывалось впечатление, что все мало мальски серьезные авторские размышления или нестандартные идеи оттуда выпиливаются еще на уровне обсуждения потенциальной книги с будующим автором. В нашей серии должна быть куча перестрелок и совершенно неубиваемые герои — и точка. И в результате, читателю подсовывают 50-100 романов, вылепленных по совершенно однотипному шаблону :-(
 


Ссылка на сообщение23 июня 2013 г. 21:48
Единственная «серия», что лично мне нравится — ограничена много сильнее. Официально. На уровне торговой марки :)
Но...
Мне кажется тут всё хуже ,чем произвол заказчика. Хоть, наверняка, не без него.


Ссылка на сообщение24 июня 2013 г. 16:45
Вот плохо быть начитанным любителем фантастики. То не нравится, это не нравится... Такую же концовку видел у автора А, таких же персонажей у автора Б, ну а общую концепцию — в компьютерной игре X. И только люди, читающие литературу преимущественно в метро, проглатывают и нахваливают. Потому что видят все это впервые. А ты смотришь и недоумеваешь: «Чему они радуются то?» :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2013 г. 16:59

цитата Минск

А ты смотришь и недоумеваешь: «Чему они радуются то?»

Абсолютно аналогичные ощущения :-)))
Страницы: 12

⇑ Наверх