Прежде чем рассуждать о технике в сериале, надо сделать три обязательных предуведомления:
— сериал «Революция» изначально делался как нечто гламурное. Свои родовые травмы он не изжил и вряд ли когда-нибудь изживет. Если женские персонажи неизменно сохраняют прическу, будто у них в рюкзаке запасы «хэден шолдерса», а вокруг между прочим катастрофа и много лет идет идет вялотекущая гражданская война, то медицина здесь бессильна;
— я догадываюсь, что бюджет таких сериалов не резиновый, приходится много чего выдумывать на ходу, экономить на больших батальных сценах, на интерьерах, на машинах, да буквально но всем;
— сам я человек гражданский, к армии имею чисто теоретическое отношение, потому все рассуждения о военной техники (да и о любой другой тоже, чего уж там) готов уточнять.
Итак, по фантдопущению сериала, выпустили во время очередного эксперимента в атмосферу кучу (миллионы, миллиарды) наноботов, которые электричество гасят. То есть вообще — Ом и Кирхгоф рыдают в могилах. Блэкаут по всему миру. Через систему флешек можно временно отключать этих тварюшек в радиусе метра, а если генератор собрать, то и пару сотен метров можно вернуть в электрическую эру. В процессе развития сюжета выясняется, что еще можно человека такими штуковинами подлатать и даже рак в финальной стадии остановить.
На территории США — прошло 15 лет — трэш, угар и феодально-бюрократическая раздробленность. Сюжет вертится вокруг противостояния самозванному генералу Монро, который создал «республику» в стилистике развитого ницшенства. Республика не все Штаты охватывает, а так, кусочек. В Техасе и Калифорнии — свои крутые парни, в гробу они видели генерала Монро. В Джорджии жена Саакашвили своя президентша, у которой дело поставлено даже лучше, в том смысле, что цивилизация ощутимее. Но подробно сюжет разбирать нет смысле — большая часть героев попросту бессмертна, хотя парочку все-таки прикопали, а до финала первого сезона еще несколько серий.
Задумка сериала — великолепна, и она держала меня у экрана все 20 серий первого сезона. Очень хотелось посмотреть совмещение разных технологических парадигм. Когда у вас есть и вертолеты, а в соседнем сарая лошадь вместо такси — и эта лошадь так же остро необходима, как и вертолет. Когда есть компьютер, а на соседнем дереве — висит керосиновая лампа, и без неё тоже не обойтись.
Чего ожидаешь от сценаристов/декораторов в случае добротной работы над сериалом?
— собирается команда для мозгового штурма, и лучше, если там будут ребята с техническим образованием плюс кто-то из историков;
— в сети ищется какой-то из уже готовых сценариев различных оборонных-гражданских структур, в которых анализируется состояние Штатов после схожей катастрофы (а таких сценариев в стране, которая много лет серьезно готовилась к атомноой войне — должно быть довольно много);
— проводится пара «игр», особенно на предмет восстановления/использования старых технологий. Имеет ли смысл воссоздавать паровозы, восстанет ли из праха конница (лошади — откуда?), сохранятся ли швейные машинки и есть ли хоть какие-то шансы на сохранение/восстановление пароходов.
Я такой игры не проводил, потому могу рассуждать только приблизительно.
Но!
— разнообразные варианты парового двигателя как-бы подразумеваются. Это понятно даже «гламурным» авторам. К сожалению, практически постоянно паровыми двигателями манкировали и делали вид, что они где-то не в кадре. Паровоз был показан в первых нескольких сериях, и представлен как образец восстановления транспортной инфраструктуры. Окей. Пароавтомобиль в более развитой территории — мелькунул буквально на пару секунд в 14-й серии. В шестнадцатой серии разобрались, показали паровой катер и даже парохорд, но более чем скромно — в единственной маленькой короткой трубой, которая и отличала его от обычного катера (туда явно просто сунули дымовую шашку). Простите, но это именно что «скупо». Уж приличный пароход-то можно было компьютерной графикой нарисовать. Между тем, это вполне очевидное решение, и причем паровая машина куда как менее капризна в смысле топлива. Уголек, дрова, торф (хуже). А президентша Джорджии с гордостью упоминает, что у неё есть парусники(тоже неплохо, однако не для торговли с Европой...), и парусники же мелькают в последней серии, где на Гуантанамо отсиживается президент США;
— между прочим, неизбежен топливный кризис — добыча нефти сократится хорошо, если в десять раз (танкеров нет, с шельфа не покачаешь, гидроразрыв пласта не устроишь). Что происходит в таких случаях? Начисто вырубается городская растительность. Тупо на дрова. В Днепропетровске/Екатеринославе как в гражданскую, так и в оккупацию — вырубались парки. Так что полузаросшие лесом поселения — это чистый гламур;
— лошадей было бы не просто мало, а удручающе мало. Первые годы голода — лошадей пускали бы на мясо. Тут хорошо бы посмотреть статистику по имеющимся на территории современных США лошадям — как там с поголовьем;
— патроны: в фильме несколько раз говорилось, что с их изготоволением прямо-таки феерические сложности, часть народа даже перешла на дульнозарядные мушкеты времен Войны за независимость. «Не верю». При громадной популярности в Штатах разнообразных стрелковых клубов и культуры по самодельному изготволению патронов — все это бред;
— практически отсутствуют пушки, нет минометов, нет крупнокалиберных пулеметов и т.п. Между тем, миномет, почти идеальное «артиллерийское» оружие в условиях блэкаута. Делается из трубы, возится на лошади или на арбе. Допуски на точность при изготовлении мин — самые щедрые. Мины можно делать на самых примитивных токарных и фрезерных станках. Пушка-сорокопятка — тоже хороша (в отрядах Ковпака имелись пушки, и даже что-то пытались ремонтировать, а электричества в чернобыльских лесах взять было неоткуда). А пользы от миномета — целый вагон :) Крупнокалиберный пулемет — вообще незаменимая вещь для борьбы с лучниками (а сцена перестрелки автоматчиков с несколькими лучниками (+пара стволов), засевшим за старыми кузовами машин — это было нечто. Хорошие лучники победили);
— показан ренессанс холодного оружия. Народ учится фехтовать, есть сабли/палаши. Тут можно лишь отослать к старой статье Дивова «На что годится шестизарядник» — он утверждает, что за всю Гражданскую войну в США в госпитали поступило лишь около тысячи человек в рублеными ранами. Револьвер уже в 1860-х (!) вытеснял саблю. Впрочем, гражданам «оттуда» проще ознакомиться с местными источниками, может Дивов и не прав :)
— отсутствуют неуправляемые ракетные снаряды. Когда даже запустили вертолеты — ничего кроме пулеметов они не несли. То есть даже не уровень сожжения деревни из «Апокалипсиса сегодня», а много много хуже. Между тем «установки залпового огня» имели место еще в первой половине 19-го века;
— при резком снижении количества автомобилей на дорогах (при любом раскладе) должны были бешено активизироваться старые добрые велосипеды. Смотрите на хронику китайских городов 1970-х. Но не увидал я в фильме такого наплыва велосипедов, хотя и дешево, и сердито;
— отсутствие электричества, но наличие развитой сети железных дорог, паровозов — возвращает нас к ситуации «умеренного стимпанка». Железная дорога подразумевает доставку топлива — угля, дров, торфа — хоть к каким-то предприятиям. Это неизбежно превращает город в закопченное место. Видели несмываемую сажу на старых кирпичах позапрошлого века? Она самая. Но дизайнеры-эстеты (?) распорядились иначе — все читенькое, гладенькое;
— было бы эстетично показать ветряную мельницу, водяную мельницу — тоже ничего такого не заметил (может, забыл?);
— где дизайнеры/декораторы/костюмеры могли бы оторваться — так это на сочетании обыденых вещей. Понятно, что индустрия роскоши и домашнего дизайна — умрет. В «икею» лучше не заходить. Но вот человеческая изобретательность сохранится. Соответственно, в домах можно было бы увидеть самые причудливые сочетания вещей — функциональных и не очень, новых или неумело починенных. Увы. Почти всегда это либо полное подражание старым интерьерам, либо стандартные толстые свечки, обеспечивающие вечерние разговоры в желтоватой гамме. Единственное, в чем костюмеры себя проявили — это военная форма. Похожая скорее на форму времен мировых войн, упрощенная.
— с атомной бомбой в рюкзаке — это без комментариев. Особенно, когда протагонист выбросил (куда???) радиоактивное вещество, чтобы не попало в руки президентше Джорджии.
— и два эпических ляпа я припас на финал. Когда только включили «усилитель», обеспечивающий наличие электричества в радиусе сотни метров — сразу же заработали вертолеты, более того, на них народ сразу взлетел. 15 лет не работали, а тут сразу, вмиг полетели. Это ведь не Т-34 и не швейная машинка «Зингер», все посложнее будет. Все ремонтники — в экстазе. / Когда группа условно положительных персонажей таки вырубила все те миллиарды наноботов, что тормозили электричество — то лампочки в сотнях и тысячах квартир по всему континенту — вдруг зажглись.
Был даже показан вид континента «сверху» — мгновенное возникновение привычной сетки ночных городов.
Где вы возьмете напряжение? У вас что, все двадцать лет блэкаута сохранялись в полном порядке электрические цепи? У вас вертятся генераторы ГЭС, у вас подается газок и уголек в топки ТЭС, и даже атомные станции с дорогой душой мгновенно входят в рабочий режим???
Я не хочу выступать в качестве того ученого. который вдохновенно расчитывал конструкцию «Наутилуса» и доказывал, что подлодка капитана Немо должна потонуть.
Создатели «Революции» ориентировалсь прежде всего на эстетические вкусы аудитории и на её же предствления о «симпатичной» посткатастрофе.
Но если все-таки делать нормальную «технологическую» основу сериала — что про зомби, что про мир без электричества, что про пришествие в мир магии — было бы неплохо «отыграть» ситуацию.