Почти все рассказы-финалисты читать было интересно. Тем не менее, одним «интересно» отзывы не ограничишь, оценки по этому критерию не расставишь, да и критически глядя, есть еще много параметров, которым те, или иные произведения соответствуют в разной степени.
Высказанное мнение по традиции не претендует на звание абсолютной истины. Если нужно мое мнение, их есть у меня.
В ожидании окна
Рассказ-имитация. Как кроличья шапка вместо любимого кота. Во-первых, это имитация соответствия теме. Да-да, я про то самое «Папа, ты бог!» Не люблю, когда читателя на конкурсах дурачат подобными выкрутасами. Мол, все остальные честно пытаются отработать заданную тему, а я, поглядите-ка, извернулся! А меж тем, и папа не бог, и его неосуществленные задумки фигурируют в тексте только косвенно.
Во-вторых, это имитация научной фантастики. Терминология применяется корректно, но не к месту в литературном плане. Читателя, в терминах не ориентирующегося, оттолкнет их обилие, а искушенного покоробит такое явное стремление автора выдать желаемое за действительное. Суть научной фантастики не в терминах, суть в какой-то новой Идее, и термины здесь ей не помогли. В силу особенностей темы конкурса, генная инженерия потрясающим разум фантдопущением стать и не могла. Выходит, терминология только драпируют его (фантдопущения) немощные телеса.
В-третьих, это имитация идеи с глубокой эмоциональной проблематикой. О! Какие они бедненькие! Папа потихоньку загинается, доча – инопланетное чудище! Нет, проблематика-то годная, вызывает интерес, но зачем же забывать о здравом смысле? Не я первая спрошу, а зачем вообще было вкалывать ребенку адаптант в столь неоднозначных условиях? Не иначе как с перепугу. Или, чтобы автору было о чем писать.
Композиция оставляет желать лучшего. Здесь автору тоже захотелось вывернуться как-то по-особому (кроличья шапка оказалась с помпоном), хотя никаких разъяснений читателю уже и не требовалось. В итоге, то, что с идейной точки зрения могло вылиться в нечто стоящее, осталось на уровне восторженного описания симпатичной зверушки и ее пасторальных отношений с умирающим папулей. Ни то, ни другое лично у меня сочувствие не вызывает.
Во спасение
Чтобы соответствовать теме, автор тоже пошел на некоторые уловки, но не такие явные, как в предыдущем случае. Читатель даже может вначале допустить, что с небес действительно свалился самый настоящий бог, так что закрываем глаза. Рассказ, несомненно, добрый, милый и гуманистический посыл в нем есть. Но сюжет страдает из-за затянутой экспозиции, строго говоря, ужасно банальной. Такое я уже точно где-то читала. К тому же, туземцы описываются так, будто мы смотрим на коренное население Центральной Америки глазами бывалого конкистадора. А последний индейцев за людей наверняка не считал. Очень сложно верить в гуманистические качества персонажей, когда в них не верит сам автор, и описывает их только потому, что «так должно быть»*. Особенно, если учитывать, что и сознательный дядя Истомин вышел не очень-то центровым и ярким персонажем.
* Когда критик злой и не выспавшийся, он таких героев обзывает «картонными». Но судьи злыми не бывают, так что я обзываться не стану.
Мотылек
К теме претензий не имею, так-сяк она в рассказе раскрывается. К сожалению, высоко оценить рассказ не могу, ибо автор принес кровавую жертву эмоциональной подоплеке. Прирезал, как ягненка, логику и научное обоснование. Да, там обреченность, лубофф, и слезный конец. Наверное, большинству женской читательской аудитории сносило крышу от этих страданий и страстей. Но я, может быть даже и в силу некоторой черствости, закрыть глаза на бессмысленность действий Великой Матери и бессмысленность ответных действий человечества, просто не могу. Да и очень уж непривередливым должен быть читатель, чтобы с восторгом воспринимать душевные метания героев, и не задумываться над тем, например, почему Великая Мать в силах поддерживать механизм генетической памяти, но не может прервать апоптоз, с которым даже наши биоинженеры пытаются справляться на клеточном уровне?
Да, за эмоциональный накал в конце рассказа, я не могу не выразить автору огромный респект. Но фантастика в этой любовной истории была третьей лишней.
Он сказал, ты поймешь
Пожалуй, единственный рассказ из дюжины финалистов, который пришлось читать в несколько подходов. В основном, конечно, потому что я не люблю сказки с маленькими детьми в главных ролях, написанные на конкурсы для взрослых. Уж очень это все как-то… Нечестно?
Ох, ну это же ребенок! Ах, ну это же так по-доброму! Ой-ой, такое милое, маленькое, отважное существо, которому доверили судьбу целого мира!
Знаете, есть два маленьких отважных существа, кем я могу бесконечно умиляться. Одного зовут Бильбо, второго – Фродо. А прикрывать детской сказочкой примитивизм идеи и недоработки сюжета, вкупе с каким-то странным стилем... Нет, это у меня никаких положительных эмоций не вызывает.
Кстати, начало у автора вышло на удивление удачным, на мой взгляд. Самостоятельный мальчишка, который сам по себе мне даже в чем-то импонирует, и загадочный тип с неведомым артефактом. Было в этом что-то интригующее. Но потом возникли потусторонние путешествия и смутные личности, а когда замаячил бессмысленный конец всей этой истории, стало совсем грустно.
Для всезнающего демиурга бог, собирающий досье на проштрафившийся мир, слишком полагается на волю случая. Информация ценна, когда верифицирована, а здесь и выборка слишком мала, и источник не благонадежен.
Еще больше раздражает в подобных сказках стремление авторов пофилософствовать. Так сказать, вскрыть язву загнивающей реальности. Через нежелание взрослых нести солнце по назначению, нам пытаются показать нежелание людей принимать ответственность. Но, видите ли, если углубиться в проблему, только принимая груз ответственности, человек и может повзрослеть. Отправиться непонятно куда, непонятно зачем по своему желанию может либо ребенок, либо бомж дядя Петя.
В связи со всем вышесказанным, смею выразить надежду, что судьбу нашего мира, когда придет время, будут решать каким-нибудь другим, более надежным способом. Возможно, бросят кости, или, как в одной из серий Южного Парка, отрубят курице голову и посмотрят, где упадет ее тушка.
Ласкающий лезвие
Знаете, читая «Ласкающий лезвие» я прямо физически ощущаю жгучее желание автора написать настоящий фантастический рассказ, воздвигающий на пьедестал попранные в современном социуме общечеловеческие ценности. В чем-то это автору даже удается. Несчастный уродец, очевидно, метафора среднестатистического, ничем не примечательного обывателя-трудяги, на котором и держится мир. Его даже жалко, да и умирает он поэтично. Но вот композицию рассказ получил рваную, непонятную, без разделений и переходов, будто писался рассказ в Блокноте и с телефона. А еще куда-то пропало обоснование. Зачем в недружелюбных условиях необитаемых планет и спутников работают биороботы более-менее понятно. Но зачем их потом сразу утилизировать? И зачем посылать за ними специально разработанного убийцу, когда можно было бы заложить все необходимые механизмы самоликвидации в генетическом коде?
Гробокопы
У автора в процессе написания, как мне кажется, первой появилась (а может, и в загашнике где валялась?) идея про собирателей костей. Мрачно, оригинально, вполне логично. Руны на костях, кости в людях, люди в гробах. Где-то под сердцем автор держал и главного героя – хорошего парня, мастера своего дела. К вот этим двум несущим балкам и пристроили Чистилище, Богов, цель и идею. Именно что пристроили. Что-то ветхое, ненадежное, что снести не жалко. Останутся только кости, гробокоп и безнадега, о них можно и что-то новое написать.
По большому счету даже не можно, а нужно. Потому что эти элементы заставляют увлеченно читать рассказ до конца. А вот кривоватая идея о просьбе-вопросе-искуплении (автор и сам не определился, потому цель героя и не ясна), инородный элемент сюжета в виде любви к красотке (в Чистилище тоже есть спрос на глуповатых блондинок) и ни о чем не говорящая концовка (с бессмысленной мхатовской паузой в конце), читательский азарт расхолаживает.
Геноморф
Мне понравилось, правда. Чудесный, образный язык. А эти описания природы! Будто сидишь на разогретой солнцем полянке. Очень уютно и тепло, как в детстве. Поневоле понимаешь геноморфов, которые стремятся воссоединиться с окружающей средой, освободиться от условностей и выйти, наконец, за рамки затянувшегося, потерявшегося всякий смысл эксперимента.
Но, почему-то автор своих героев не понимает, всячески осуждает и читателя призывает к тому же. Что плохого в превращении, если вокруг одна безнадега? Хотя, возможно, у меня просто не достает гордости за человеческий род, чтобы настаивать на его продолжении всеми способами.
Копья ломаются по поводу уместности в рассказе сюжетной линии Моби Дика. Мне не понравилось. Нет, вообще говоря, кит это интересно. Но в рассказе он — инородная деталь, как крошка в постели.
Концовка тоже подкачала. Коли уж начал играть на эмоциях, нечего заниматься прямым декларированием идей. Дайте читателю самому сделать выводы.
Пьяные вишни Эльдорадо
Кажется, я догадываюсь, откуда растут уши у такого, на первый взгляд, оригинального допущения про кактусы и ящеров. Гриб рода офилокордицепс внедряется в организм муравья-древоточца, влияет на его нервную систему, заставляя ползти в подходящее для размножения гриба место, где он и начинает спороношение. То есть, оригинальность рассказ подрастерял, но в активе у него все еще остаются хороший (при условии дополнительной вычитки) язык, адекватные, хоть и несколько шаблонные персонажи и пикантная концовка. Сомнения вызвала разве что фактическая принадлежность главного героя к братии ученых (уж скорее промышленных шпионов с необходимыми навыками), но в общем-то рассказ можно назвать крепким середнячком, а уж если автор ничего не знал о муравьях и грибах, вытянув задумку с нуля, то и четверка с плюсом будет уместна.
Сидя на белой полосе
О, надрыв и яркость повествования впечатляют! Хоть убейте, но у меня стойкие ассоциации со стилем Шимуна Врочека. Отдельный респект и за тематику – автор рисковый парень, потому как написал текст, который не представляет интереса для широкой аудитории, а у многих просто вызовет отторжение. К счастью, я футболом умеренно интересуюсь, потому рассказ оцениваю в целом положительно. Другое дело, фантастика здесь была особо и не нужна, тема находится лишь в отголосках, и, кажется, этому чудесному произведению участие в конкурсе только мешает раскрыть свой потенциал полностью.
Красная стрела
Дельная фентэзи-заготовка для чего-то большего. Честно, я бы с огромным удовольствием прочитала продолжение. Есть мир, есть герои, да какие! А сцена в конце (не назову концовкой, потому что ее-то рассказу и не хватает) просто опаляет накалом! Но нет цели, нет достойной предыстории, да и мотивации к побегу не выглядят такими уж логичными. Не понятно, почему девушку нужно отдавать в гарнизонные девки? Неужто войт не найдет средств на содержание собственной дочери? Не понятно, зачем нужно было отдавать кинжал-улику, и почему все вскроется так быстро, что нужно ноги в руки и бежать. Но очень живые персонажи дело исправляют. Если этому найдется достойное продолжение, я буду только рада.
Свобода слова и печали
Как раз тот случай, когда простота не связана с примитивизмом. И сюжет не слишком замысловат, и идея Гласа и Слова не кажется такой уж оригинальной и новой. Но как же прекрасно написано! Такую красоту не хочется разбирать по косточкам. Я и не буду. Только поблагодарю автора за чудесный рассказ.
Среди сосновых игл
Девяносто семь работ на конкурсе, и почти каждый автор старается привнести нечто оригинальное, выйти за рамки заданной темы, чтобы не казаться банальным. А в моем рейтинге побеждает рассказ, который вписывается в тему буквально и просто, но при этом идеально.
С технической точки зрения «Среди сосновых игл» выигрывает за счет прекрасно выверенной динамики, ведь в столь коротком объеме правильно проиллюстрировать эволюцию взглядов и внутреннего мира очень сложно. Тем не менее, автор не сбился на суетливое описание, не позволил себе проронить лишнее слово, и донес до читателя идею только лишь через поступки и мысли героев.
С эмоциональной точки зрения рассказ покорил своей атмосферностью. Я их слышу. Слышу, как шепчутся между собой древние, уставшие боги – так скрипят потревоженные ветром стволы старых сосен, шершавые и теплые. Обретение знания, утеря веры, и тепло охряного костра сменяется багровым теплом жертвенной крови. Благими намерениями выложена дорога в ад. Только существует ли он для богов?