Возможно, эти советы уже где-то есть в переводе на русский, но я их впервые увидела в блоге писательницы Кэти Дэй и они мне очень понравились.
Оригинал здесь: http://thegospelcoalition.org/blogs/justintaylor/20...
1. Попытайтесь понять, что хотел сделать автор, и не вините его за то, что он не осуществил того, чего не задумывал.
2. Приведите достаточно цитат из книги — как минимум один большой отрывок, — чтобы у читателя отзыва сложилось собственное впечатление, чтобы он распробовал стиль автора.
3. Описание книги подтверждайте цитатами длиной хотя бы в предложение, не превращайте его в невнятный конспект.
4. Осторожнее с сюжетом, и не рассказывайте, чем все закончится. (До чего изумлен и возмущен был я в пору авторской невинности, когда столкнулся с болтливостью рецензентов, которые с изящной небрежностью пьяных лордов, сообщающих о крестьянских волнениях, выкладывали все детали моего захватывающего, полного сюрпризов повествования! Как это ни парадоксально, единственные читатели, знакомящиеся с книгой так, как хотелось бы автору, не испорченные полученными заранее сведениями о сюжете, это те самые отвратительные рецензенты. Ну и какой-нибудь блаженный, который много лет спустя случайным образом выбирает книгу в библиотеке.)
5. Если книга кажется вам слабой, процитируйте какой-нибудь удачный отрывок из другой работы того же автора, возможно, из его шедевра. Попытайтесь понять причины неудачи. Точно ли это авторская неудача, а не ваша?
К пяти точным правилам можно добавить шестое, более абстрактное, связанное с поддержанием химической чистоты в реакции между продуктом и тем, кто его оценивает.
Не рецензируйте книги, к которым вы настроены негативно или же, в силу дружбы с автором, позитивно.
Не воображайте себя хранителем какой-нибудь традиции, борцом за стандарты, воином в идеологической битве или лицом, на которое возложена миссия по исправлению чего бы то ни было.
Никогда, никогда (Джон Олдридж, Норман Подгорец) не пытайтесь поставить автора «на место», сделать из него пешку в битве между рецензентами.
Оценивайте книгу, а не репутацию.
Покоряйтесь всякому колдовству, будь оно слабым или сильным.
Лучше хвалить и разделять, чем ругать и отвергать.
Общность между рецензентом и читателем основывается на предположении, что чтение может дать определенные радости, и в этом мы сходимся, несмотря на все наши различия.