Кристофер Паолини


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Кристофер Паолини. Эрагон.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кристофер Паолини. Эрагон.

Статья написана 17 февраля 2013 г. 15:51

Кристофер Паолини. Эрагон.

Не буду делить цикл на отдельные книги, ибо все же это единый сплав.

Недавно пересматривала «Звездные войны» и заметила ряд любопытных аналогий «Наследия» с ними. Возможно, они столь ярки и незавуалированы в силу молодости и неопытности автора (хотя многие взрослые авторы этим тоже грешат), возможно, автор попал под влияние творчества Джорджа Лукаса, возможно, он пытался передать свое увлечение звездной эпопеей… Как бы то ни было, сходство есть и в сюжете, и в образах персонажей, и даже в некоторых словах и выражениях (как, например, «Да пребудет с тобой сила»). Можно считать это аллюзиями, реминисценциями. Порой это так. Но все же налицо явное заимствование (сказать, что это подражание и копирование, я все же не могу, поскольку видна и рука автора, видно, как в процессе написания тетралогии происходит становление его собственного стиля).

Хочу заранее особо оговорить, что речь идет не о каком-то снешнем сходстве героев или событий, не об их конкретных поступках или родственнных связях. Речь не идет о каком-то заимствовании, но лишь о похожести. Речь идет о функциональном сходстве, о сходстве стиля, о расстановке сил и акцентов. Влияние Лукаса присутствует, и его не стоит недооценивать.

Итак, проведем параллели:

«Звездные войны» Джорджа Лукаса / Цикл «Наследие» Кристофера Паолини»

Империя во главе с Императором / Империя во главе с Гальбаториксом

Республика / Вардены, Сурда

Королева Амидала / Насуада

Джедаи / Всадники

Люк / Эрагон

Лея / Арья

Энакин – Дарт Вейдер / Муртаг

Ситхи / Раззаки

Оби-Ван Кеноби (учитель) / Бром, Оромис (учитель)

Нельзя обойти стороной и традиции Толкина в творчестве Паолини. Сложно даже взрослому писателю избежать влияния литературной традиции, что уж говорить о молодом авторе. Мир Алагейзии напоминает Средиземье. Вполне традиционны народы, населяющие Алагейзию: люди, эльфы, гномы, драконы. Самобытен образ раззаков, но все же в нем явственны черты орков и функции назгулов.

Деление мира на «хороших» и «плохих» вполне типично для фэнтези. Это некий канон жанра, жанрообразующий элемент. По закону жанра наличествует в книгах Паолини и масштабное изображение битв, обширная география, влюбленный, нетерпеливый в силу своей молодости и новизны происходящего главный герой, предательства, тайны и интриги.

Все же не стоит преуменьшать заслуг Паолини: он сочетал две достаточно разносторонние традиции – Лукаса и Толкина – и сочетал гармонично. Конечно, текст сыроват, язык прост, сравнения и метафоры не столь ярки и многогранны, повествование, хоть в целом и динамично, кое-где все же затянуто и изобилует довольно пространными описаниями природы, быта того или иного народа.

Плюс в том, что характеры героев раскрываются с разных сторон и в различных ситуациях. Мы не знаем, перейдет ли Эрагон на темную сторону и примкнет к Гальбаториксу, полюбит ли его Арья или они отанутся друзьями, на чьей стороне окажется победа, но уже сейчас мы можем выделить основные характеристики того или иного героя.

Эрагон. Будучи простым жителем Карвахолла, крестьянином и охотником, он мечтал о приключениях и опасностях, что с ним и произошло. Он обрел силу, знания, друга, но и большую ответственность. На его плечи возложена сложная задача – совободить народ от власти Гальбатоикса. Справится ли он с ней? Он молод, храбр, горяч, совершает необдуманные и безрассудные поступки. В то же время ему не чуждо чувство ответственности. Возможно, ему не хватает уверенности в себе и в своих силах, а это важно для того, кто нацелен на победу. К тому же влюбленность в Арью делает его уязвимым. Многими чертами своего характера Эрагон напоминает Люка и Энакина тоже. Вот вопрос: перейдет ли Эрагон на темную сторону или, как бы это ни быо трудно, продожит борьбу на стороне добра? Он так же, как Люк, нетерпелив и жаждет действия. Он также, как Люк, стал Всадником в довольно взрослом возрасте. Роднит этих двух героев и то, что они остались сиротами и воспитывались дальними родственника, а их отцы оказались приверженцами темной стороны. Во время своего нелегкого пути, полного лишений и опасностей, они оба обрели настоящих друзей, узнали цену дружбы и научились ценить жизнь.

Арья. Рассудочна и мудра, собранна и готова к любым неожиданностям. Она сложно идет на контакт с кем бы то ни было, но сердце ее пламенно. Она тонко чувствует окружающее. Она способна на глубокую привязанность и дружбу, но не желает проявлять чувств, ибо считает их слабостью. Но за тех, кто ей близок и дорог, за правду и свободу она готова биться до последнего. Этим она походит на Лею.

Насуада. Сравнить ее с Амидалой можно лишь как королеву, правительницу, поскольку мы не знаем, какова она в, так сказать, неформальной обстановке, как она ведет себя с любимым мужчиной. Насуада собранна и решительна, она мудро правит своим народом и готова на все, чтобы защитить его. Это роднит ее с Амидалой. Мудрые правители маленьких государств, отстаивающие суверенитет.

Муртаг. В чем-то напоминает Энакина. Может, тем, что перешел на сторону Гальбаторикса. Тот факт, что его вынудили поклясться на древнем языке, не умаляет тяжести его поступка. Возможно, это и не осознанный выбор или не совсем осознанный, но я склоняюсь к мысли, что все же он этого хотел. Подсознательно, но хотел, иначе та не поступил бы. Энакин тоже поначалу прикрывался тем, что бы обманут, но в последствии вполне осознанно совершал страшные поступки – одно только убийство маленьких учеников школы джедаев говорит само за себя.

Идеи. Основными идеями цикла, пронизывающими его от и до, являются идеи свободы, равенства народов, мирного сосуществования представителей разных рас под предводительством мудрого правителя – это в масштабе, в отношении же отдельных героев – это становление личности, формирование характера, поиск себя и своего пути. Герои по-разному проявляют себя в разных ситуациях, порой в жизненно важных, и это помогает нам лучше понять характер того или иного героя. Перед читателем встают серьезные и значимые проблемы: проблема выбора, дружба, любовь, предательство, прощение.

Несмотря на влияние Лукаса и Толкина, на многие заимствования, нельзя сказать, что это прямое копирование. Все же автор привнес много нового. Он вырабатывает свой стиль, ищет себя в жанре фэнтези, развивает канонические образы и сюжетные ходы.





133
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх