Молли Дантес на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «FixedGrin» > Молли Дантес на биотопливе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Молли Дантес на биотопливе

Статья написана 13 февраля 2013 г. 00:40

Питер Гамильтон, Большая северная дорога (2013)

Этим томиком, если в бумажной версии да еще в твердой обложке, можно кому-нибудь голову проломить: за тысячу страниц. Но это не омнибус классического цикла и не хроники очередного мальчика-волшебника-убийцы-короля-из-школы-в-Кармартен е, а сознательный смелый эксперимент в довольно редком жанре научно-фантастического экодетектива. Впрочем, определение с необходимостью неполное: экологические проблемы занимают в книжке центральное место, но с таким же успехом эту мрачную, лабиринтоподобную историю о кровной обиде, войне на выживание человечества, парезичке-Фемиде и квесте возмездия можно занести в космооперу, киберпанк, посткиберпанк и политический триллер.

Преамбула, с аккуратно расписанной хронологией эволюции человеческого общества от наших дней до 2143 года, чем-то напоминает пролог к Моя цель — звезды Альфреда Бестера, возможно оттого, что технологическую революцию во вселенной Гамильтона произвело открытие телепортации через гиперпространственные туннели примерно в 2030 г. Космическая колонизация, что вполне естественно, пошла по модели, описанной Джерри Пурнеллом в тетралогии Совладения, с заселением колоний по национальному признаку. Если у Пурнелла точки Олдерсона находились все же в открытом космосе, и перемещение внутри планетных систем требовало значительных затрат времени и топлива (вспомните мучения команды "Макартура" при перехвате мошкитского зонда в более позднем по внутренней хронологии, совместном с Нивеном романе Мошка в зенице Господней), то у Гамильтона порталы открываются прямо с поверхности планет.

Экологические и экономические проблемы человечества решаются внешне простым способом: перекачкой сырья и технологий между мирами по туннелям. Так, например, под производство биотоплива отведена планета Сент-Либра, на которой и разворачивается действие значительной части романа. За двадцать лет до описываемых событий там произошло убийство члена могущественной клоносемьи Нортов (игру слов в названии книги я не стал передавать). Убийцей признали Анджелу Трамело

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

(хотя это и не самая аристократичная ее фамилия в романе)
— и все двадцать лет, продолжая уверять земные власти, что истинным виновником трагедии был оборотень-иномирец, она так и томится за решеткой. В ситуации этой реализован вариант дилеммы заключенного, впервые обыгранный еще Милорадом Павичем (Хазарский словарь, кода в письмах Шульц): как убедить следствие, что ты не совершала преступления, которое в действительности как раз и намеревалась осуществить? Впрочем, более расхожим сравнением станет, вероятно, аналогия с Графом Монте-Кристо или ранее упомянутой Моя цель — звезды.

Сидни Херст, сыщик полиции города Ньюкасла, берет Анджелу к себе в напарницы, когда двадцать лет спустя, в 2143-м, аналогичное по жестокости убийство клона-Норта сотрясает тихий английский городок, ставший вотчиной этой семейки миллиардеров. Тессье-Эшпул из орбитальной обители Фрисайд, думается, на одном гектаре с ними помочиться бы не остановились. Побрезговали бы.

Что же теперь — убийца из прошлого все еще на свободе? Как поступить с Трамело, единственной надежной проводницей в джунглях Сент-Либры, отделенных от Земли еще и промежуточным порталом на троянском хабитате марксистов?

Вернуть ее в застенки — или наконец поверить многолетним оправданиям несгибаемой узницы?

Отвергнуть связь между двумя преступлениями за сроком давности, начав расследование с чистого листа — или разметать на весь людской космос компостную кучу грязных секретов семьи Норт?

Если слова Анджелы принять за чистую монету... может ли Сент-Либра оказаться форпостом зантов, роеподобных квазибиологических чужаков, неудержимо рвущихся в сферу человеческого господства?

Повествование несколько затянуто, не всегда последовательно (и это касается даже ключевой детали детективной интриги!), страдает от неизбежных научных ляпов (укажу лишь самый вопиющий: производство биотоплива на Сент-Либре для последующего потребления на Земле, рассуждая логически, не снижает, а, напротив, наращивает содержание углекислого газа в атмосфере, поскольку круговорот углерода по-прежнему ограничен пределами одной планеты и не работает сквозь порталы), но великолепно прописанная Анджела заставляет простить Гамильтону эти оплошности. Снова проводя параллель с Гибсоном: такой крутой, голографически правдоподобной и харизматичной female action survivor в НФ "ближнего прицела" не бывало, пожалуй, со времен Молли.

Когда действие переносится с Земли на Сент-Либру, колорит книжки меняется опять, теперь вынуждая вспомнить о Джозефе Конраде, Абрахаме Меррите, Греге Игане (Теранезия) и Линде ла Планте. Хелен Миррен не сможет сыграть Анджелу в силу возраста, но ее Джейн Теннисон из Главного подозреваемого — пожалуй, наиболее адекватное отражение Трамело в нашей реальности, с той разницей, что Теннисон не мотала двадцать лет в замке Шоушенк.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Кстати о Миррен: скоро.

Странице к 900-й рука тянется уже за автоматом Культуры, и лишь периодические взгляды на обложку файла помогают отогнать ожидание визита старой дамы сотрудницы Особых Обстоятельств или Квиетуса. Спору нет, такой визит был бы сюжетно успешен, имей сент-либранская экспедиция противником существо калибра Илн (Материя) или того же Хищника.

Хотя... ну да, эти слова в принципе могла бы сказать детям возрожденная Джан Сери Анаплиан:

цитата
— И что, ты вправду была принцессой? (...)

— Да, сынок, очень давно.

— Это, наверное, было замечательно.

— В те дни Вселенная выглядела совсем иначе.

Засим я, пожалуй, закрою колонку на реставрацию, а то, как выяснилось, транслируемые на глагне авторские бложики модерируются не только самим автором, но и сторонними лицами. Хотя я последовательный противник бесконтрольного виртуального общения, такой радикализм мне, право же, не совсем по нутру. А если колонку вскроет и препарирует какое-нибудь следствие?





578
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 01:35
А «Заводная» Бачигалупи, это тоже эко-детектив, как понимаю? А то хоть буду хвастаться теперь, что я книгу в таком заковыристом жанре, прочел :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 01:52

цитата Raindog

А «Заводная» Бачигалупи, это тоже эко-детектив, как понимаю?

В общем, да, как я его понимаю. Из более старого вспоминается Экодипломат Модезитта.


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 01:40
Не пропадайте надолго. :beer:


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 03:02

цитата FixedGrin

Засим я, пожалуй, закрою колонку на реставрацию, а то, как выяснилось, транслируемые на глагне авторские бложики модерируются не только самим автором, но и сторонними лицами.


Вот что значит продуманный модуль админки. Властелины мира! :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 03:20
Дык движок-то самописный, судя по официальной информации.

Я на Неназываемой активно выступаю за модерацию. Но только авторскую, собственных бложиков и тем. Такая степень модерации попахивает ГК РФ.

Или УК РФ.

Или, скажем, КГ/АМ РФ.


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 12:37
разрешите узнать, что вы именно такого оффтопичного написали?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:12
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:17

цитата FixedGrin

Я написал, что согласен с мнением cat_ruadh


Насколько я помню, про «согласен» там не было ни слова, исключительно насчет «если прочтет Назаренко, отбомбится» (цитирую по памяти, само собой).

Ну и для чего это было написано в принципе, с какой целью? Поразжигать? Какое отношение мнение того или иного фантлабовца, даже не отписавшегося в комментах к посту, имеет к исходной статье?
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:23
В двух вариантах было. С промежуточным исправлением.

А мнение фантлабовцев всегда полезно знать, особенно ежели противоположное ему не благословляется.

Термин «поразжигать» мне не нравится. Факт внешней модерации АК зафиксирован? Да. Имел право модератор это делать? По букве регламента — возможно. По цели ресурса — ой как вряд ли.

А за Мартинкевич не надо на меня обижаться, это суровая реальность стороннего взгляда.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:50
А чего ж вы вдруг именно мнение Назаренко решили вспомнить? Особенно красиво этот коммент смотрится с пинанием его же в посте про Нарнию, ага.

И при чем здесь Мартинкевич?
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 17:10

цитата Vladimir Puziy

А чего ж вы вдруг именно мнение Назаренко решили вспомнить?

http://fantlab.ru/foru...
http://fantlab.ru/foru...

по любому из критериев решил

Кроме того, у меня с ним сильная антикорреляция :-))) по совершенно определенным книшшкам

цитата Vladimir Puziy

Особенно красиво этот коммент смотрится с пинанием его же в посте про Нарнию, ага.


Вы, вероятно, плохо себе представляете, что такое ПИНАТЬ в смысле сетевой дискуссии. Регистрация на какой-нибудь немодерируемой борде вроде Неназываемой обычно помогает прояснить это.

Дискуссию заканчиваю.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 00:06
[Сообщение изъято модератором]
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 19:05
Ого, видимо, таки с чужим мнением, отличным от собственного, вам сложно примириться. Ну да я понимаю: «уютный бложек» (с), логично возмутиться мнением админа, но и самому вырезать чужое.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 19:15
Нет-нет, дело не в этом. Просто дискуссия в данном треде закончена.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 19:18
Разве мой зацензурированный (точнее, первый из двух) коммент предполагал продолжение или содержал в себе вопросы? (Этот -- риторический).
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:23
Ну в личку они, пока, не лезут, хвала Ктулху, а глагне всегда была святой коровой фантлаба, на которой можно выражать только восторженный образ мысли, и колебаться только вместе с линией администрации.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:24
В личку не лезут. Но Андрей обещал, есичо, открыть ее следствию. :-)
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:25
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:30
А я думал, это уже все видели.

Намек вот где

http://fantlab.ru/foru...
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:36
а вы про это...
ну во1, админ всё-таки не ДА, а креатор

а во2, если придут следователи, с официальными бумагами на выемку инфы, то отдать им всё равно всё придется, даже Гугль сливает данные китайскому правительству
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 17:04

цитата heleknar

а во2, если придут следователи, с официальными бумагами на выемку инфы, то отдать им всё равно всё придется, даже Гугль сливает данные китайскому правительству

Cкажите это хостерам сетевых библиотек.

Кроме того, формальная открытость сайта следствию — это одно, а выраженное голосом согласие модератора (и связника с издательствами) ему открыться — это немного другое.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 20:04
Ситуация всё больше напоминает анекдот времен правки четвертой части ГК РФ и создание Литреса.

цитата


1960-ые годы. Перепечатал «Архипиелаг ГУЛАГ» Солженицина — посадили за антисоветскую агитацию.
2000-ые годы. Распечатал «Архипиелаг ГУЛАГ» Солженицина — посадили за нарушение копирайта.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 20:34
Да, в целом похоже. Только количество букв И в слове Архипилаг смущает. Точно ли то это произведение?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 08:35
Ну, за инсайт о диаспоре, надо чем-то расплачиваться :)
А может быть всё дело в коньяке...
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 17:44
Игана «Диаспору» читали, кстати?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 17:50
Увы нет, я её не купил


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 12:41
зря вы поместили статью в рубрику «Новинки за рубежом»
сейчас опять нобигут рыцари в сияющих доспехах, и будут кричать: «Уберите статью, АК транслируется на глагне!!111»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 12:59
А скажите мне, горемычной, что такое «гланг» ?
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 13:26
Глагне: (сущ.)(Упячка-слэнг) Главная страница сайта.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 13:32
У меня на эмоциональном уровне при взгляде на данное слово всплывает только Хайлайновское «грок». :-D
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 17:31

цитата heleknar

зря вы поместили статью в рубрику «Новинки за рубежом»

... так я эксперимента ради. Не в Рецензиях же, так чтобы претензий к полноте раскрытия темы нельзя было предъявить.

Вспомнилось к слову, как я в школе сочинение по Повелителю мух писал. Я уже не помню всех подробностей, но заданием училки было показать, как Голдинг с большой обличительной художественной силой раскрывает темные бездны человеческой личности. Вместо этого я разнес роман в пух и прах, написав, что отношения индивидов в замкнутом пространстве острова и в условиях недостатка ресурсов вообще отнюдь не обязательно должны выливаться в опокалепсис местного масштаба. Как контрпример я привел многочисленные последние цитадели человека и затерянные колонии НФ, от Альтерры из Планеты изгнания до Диаспара из Города и звезд.

Училка публично обвинила меня в пропаганде своим сочинением воинствующего атеизма.

Вот позиция некоторых лиц навевает определенные реминисценции — я так щитаю.
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 17:45
До меня только сейчас дошло, что Диаспар, это от слова «диаспора».
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 18:32
Увидели это название в родительном падеже?

Да.

И, кстати, у Игана в Диаспоре, а у Бэнкса в Безатказнам арудии полемика с Кларком по вопросу о соотношении телесного существования и выгрузки налицо.

В Водородной сонате тоже, но там скорее по Концу детства прицел взят.


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 12:57
Жаль даже временного закрытия колонки...Боюсь я этого слова «реставрация» с советских времен... Для меня, лучше читать об интересных новинках с краткой рецензией (возникает желание иметь и читать), чем многостраничные полемики «ни о чем» многих топиков ... вместо новостей о готовящихся изданиях таких книг... В любом случае, буду надеяться и ждать перевода и печатного издания...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 17:21

цитата CharlieSmith

чем многостраничные полемики «ни о чем» многих топиков

Зато в полемике могут принимать участие все, а не только те, кто книшшку осилил.


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 13:18
Спасибо за рецензию на еще одну книгу, которая врядли появится на великом и могучем. Если сравнивать с «Пришествием ночи» чувствуется ли рост П. Гамильтона как автора или все на том же уровне?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 16:18
Тут тщательнее сеттинг проработан, роялей ex machina нету почти. Но ляп с ключом к разгадке тайны убийства — ну просто непостижимый. Не знаю, кто его пропустил — редактор или корректор. Подозреваю, что поработала служба автоисправления орфографии в мерсском Ворде.


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 13:28

цитата

за тысячу страниц

гг, ну наши естественно в 6 томах по старой доброй традиции издадут! =)

цитата

закрою колонку на реставрацию

Надеюсь ненадолго, с огромным удовольствием вас читаю, вкусы схожи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 17:22

цитата Mickey

ну наши естественно в 6 томах по старой доброй традиции издадут! =)

Ну не обязательно издадут, это во 1-х. А Дракон поверженный однотомником вышел, это во 2-х.


Ссылка на сообщение13 февраля 2013 г. 18:39
На всякий случай disclaimer. Здесь под лицами нетрадиционной ориентации не имелись в виду конкретные сотрудники ресурса, а лишь представители следственной группы.


Ссылка на сообщение14 февраля 2013 г. 20:46

цитата FixedGrin

экологические проблемы занимают в книжке центральное место
Хоть чуть бы расшифровать. А то экодетектив, редкость — а где?

цитата FixedGrin

войне на выживание человечества
Выживание откуда?

цитата FixedGrin

преамбула, с аккуратно расписанной хронологией эволюции человеческого общества от наших дней до 2143 года, чем-то напоминает пролог к Моя цель — звезды Альфреда Бестера
С учетом того, что именно в этой книжке нет никакой тщательной хронологии...

цитата FixedGrin

рассуждая логически, не снижает, а, напротив, наращивает содержание углекислого газа в атмосфере
А, это фишка такая. Интенсивное с/х, со своей большой химией, требует очень приличных объемов сожженного топлива. Вычеркивая оные можно успокоить совесть. А изменить положение к лучшему можно, если вместо сахарного тростника и свёклы на тех же площадях выращивать деловую древесину, желательно, как рекомендовал Б. Стерлинг в «Очередном задании», с повышенной ассимиляцией углерода.

цитата FixedGrin

голографически правдоподобной
Хе. Девка-бритва правдоподобна? Когти в пальцах:-) Красивый образ, но о правдоподобии тут лучше и не заикаться.
Страницы: 12

⇑ Наверх