Майкл Крайтон Затерянный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Майкл Крайтон - Затерянный мир
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Майкл Крайтон — Затерянный мир

Статья написана 19 мая 2013 г. 14:14

Автор: Майкл Крайтон / Michael Crichton

Название: Затерянный мир / The Lost World

Серия: Michael Crichton’s Jurassic World

Язык: Русский

Год выхода: 1994

Аннотация:

В новом романе известного американского писателя Майкла Крайтона читатель снова встретится с героями книги «Парк Юрского Периода». После трагедии, произошедшей в парке, прошло шесть лет. После гибели динозавров заповедник подвергся реконструкции, а остров закрыли для посторонних лиц. Но слухи о том, что на острове сохранилась жизнь, все-таки имеют основания...

__________________________________________

«Затерянный мир» — уникальный роман для Майкла Крайтона. Единственный раз за всю карьеру писатель второй раз вернулся к ранее изученной теме. Первоначально он не собирался садиться за продолжение «Парка юрского периода», однако после шквала настойчивых просьб со стороны издателей, читателей, студии Universal и лично Стивена Спилберга Майкл не выдержал и принялся за работу.

Действие книги разворачивается спустя несколько лет после событий «Парка». За это время в жизни уцелевших героев первого романа произошли значительные изменения. Элли Сатлер оставила полевые работы, вышла замуж, родила двоих детей и начала читать лекции в университете. Ян Малькольм продолжил заниматься теорией хаоса, но теперь пытается найти ей применение в вопросе исследования эволюции и вымирания видов. Дональд Дженнаро подхватил лихорадку в очередной деловой поездке и скончался. Один лишь Алан Грант вернулся к прежнему ремеслу и по-прежнему раскапывал и изучал кости динозавров.

Правда, большую часть этих новостей мы узнаем мельком и из вторых рук, поскольку из всех действующих лиц «Парка» в «Затерянном мире» вернулся один лишь Ян Малькольм. В первой книге харизматичный математик был одним из самых любопытных персонажей, но по воле автора остался в стороне от большинства самых интересных событий, а потом и вовсе умер. Но популярность Яна и тот факт, что он уцелел в экранизации, заставили Крайтона изменить свое решение, воскресить его и сделать Яна главным героем продолжения. Свое неожиданное воскрешение ученый объясняет тем фактом, что «врачи сотворили настоящее чудо».

Однако перенесенные испытания не прошли для Малькольма бесследно. Он сменил сферу профессиональных интересов, и если в «Парке» он занимался нелинейной математикой, но в «Затерянном мире» Ян скорее биолог или философ.

Изменился, впрочем, не только Малькольм. За прошедшие с момента написания «Парка» годы появилась новая информация касательно различных видов динозавров, и Крайтон не удержался от искушения применить полученные знания в «Затерянном мире». Стремление к реализму делает автору честь, однако некоторые правки были сделаны слишком неаккуратно и стали бросаться в глаза.

В начале девяностых годов развязалась настоящая дискуссия вокруг тираннозавра-рекса. Некоторые исследователи, во главе с главным консультантом экранизации «Парка» Джеком Хорнером стали склоняться к мнению, что тираннозавры были падальщиками. Другие же, как Роберт Бэккер, продолжали настаивать, что гигантский ящер был хищником.

В качестве одного из приверженцев версии падальщика Крайтон упоминает Алана Гранта, который также, согласно книге, выдвинул теорию, что тираннозавры крайне не эффективно действовали в дождь. Учитывая, что Грант, по идее, из первых рядов должен был убедиться в неверности обеих своих теорий, крайне сомнительно, что он действительно мог их придерживаться.

К слову говоря, в экранизации «Затерянного мира» Спилберг также решил обыграть столкновение приверженцев обеих теорий. Поскольку главным консультантом фильма был Хорнер, режиссер ввел в повествование персонажа Роберта Берка, в котором безошибочно угадывался Бэккер. По сюжету Берк погибал в пасти тираннозавра. Бэккер, посмотрев фильм, оценил шутку и направил Хорнеру письмо, в котором цитировался этот момент и приводился следующий комментарий «Я же говорил, что он – хищник!».

Самым же заметным изменением стала разница в поведении велоцирапторов. В «Парке» рапторы были изображены животными с крайне сложной и развитой системой поведения. Они жили в группах, где соблюдалась строгая социальная иерархия, у каждой особи была своя определенная позиция, а о потомстве заботились все взрослые. У рапторов были очень аккуратные гнездовья и очень много детенышей.

В «Затерянном мире» мы видим другую картину. Иерархия в стае рапторов захромала на обе ноги, ящеры совершенно перестали заботиться о потомстве, гнезда строились на скорую лапу и содержались в крайнем беспорядке. Логика рассуждений автора понятна. При работе над «Парком» Крайтон определенно считал, что все основные инстинкты, наподобие охоты и заботы о потомстве, заложены во всех без исключения динозавров на генном уровне, поэтому оказавшись на свободе, выращенные из пробирки рапторы стали ухаживать за своими отпрысками также заботливо, как если бы за их плечами стояло несколько десятков поколений любящих предков.

Однако затем взгляды писателя изменились. В «Затерянном мире» он склонился к мысли, что инстинкты работают только для не очень интеллектуально развитых животных, в то время как для высокоразвитых существ, к которым Крайтон относил рапторов, основы поведения закладывались воспитанием (собственно говоря, такая же мысль звучала в «Конго»), поэтому, выращенные в неволе экземпляры понятия не имели о том, как воспитывать детей, строить гнезда или выстраивать отношения в стае, поэтому все делали тяп-ляп. А вот менее развитые майязавры и тираннозавры уже с рождения знали, как правильно заботиться о потомстве. Другой вопрос, если взять в расчет ограничения, упомянутые в первой книге, большинство выведенных в «Парке» динозавров, в том числе тираннозавры, вообще не должны были иметь потомства. Ни разу не упоминается во втором романе и лизиновая зависимость ящеров.

 Минутку, то есть как это я не заботливый родитель?
Минутку, то есть как это я не заботливый родитель?

Еще одной заинтересовавшей Крайтона темой оказалась проблема вымирания видов. Автор считал, что причина повышенного интереса к динозаврам кроется в тайне их внезапного исчезновения и, соответственно, страхе перед тем, что подобное может случиться и с людьми. На страницах «Затерянного мира» Майкл постарался найти ответ на вопрос, почему же вымерли гигантские ящеры.

Проводником авторских идей выступает Ян Малькольм, заинтересовавшийся вопросом вымирания видов после близкого знакомства с челюстями тираннозавра. На острове Сорна Ян хочет не только найти своего друга, забравшегося туда заранее и в одиночку, но и понаблюдать за животными в условиях, близких к естественным, и постараться разгадать тайну их исчезновения. Однако искомых ответов ученый так и не получает. Да и не смог бы при всем своем желании.

Кому, как не Малькольму, ярому приверженцу теории хаоса, знать, что с самого начала эксперимент с клонированием динозавров не мог дать никаких ответов, связанных с исчезновением всей популяции. Мало того, что они были выведены искусственным путем, с применением искусственных ограничений, так ведь еще и среда, в которую поместили животных, в корне отличалась от той, что существовала семьдесят миллионов лет назад. Более того, как отмечал сам ученый, поведение некоторых видов могло сильно отличаться от поведения их предков, поскольку никто не знает, какие навыки и в каких динозаврах были заложены с рождения, а какие прививались заботливыми родителями. А если учесть еще и теорию хаоса, которая говорит, что даже при прочих равных условиях совершенно одинаковые сложные системы могут развиваться в диаметрально противоположных направлениях под влиянием самых незначительных факторов, то становится непонятно, на что вообще рассчитывал Малькольм.

 Как-то так все и происходит, ага
Как-то так все и происходит, ага

Сам Крайтон, похоже, тоже понимал, что не добьется решения таким образом, поэтому отвечает на свои же вопросы как бы между делом, в лирических отступлениях и философских диалогах героев, а в промежутке между этими тирадами рассказывает банальную приключенческую историю.

По сути, «Затерянный мир» не предлагает ничего нового и пользуется теми же приемами, что и «Парк юрского периода». Даже набор действующих лиц во многом повторяет список героев первой книги. Вот только если в «Парке» персонажи столкнулись с неопреодолимыми силами хаоса и девственной мощью самой природы, пускай и вызванными человеческой глупостью, небрежностью, неосмотрительностью и всемогуществом, то в «Затерянном мире» причиной злоключений героев частенько становятся их собственные действия и ошибки. Даже введенные в повествование антагонисты не вызывают ничего, кроме жалости, поскольку идиоты, забравшиеся в самый центр острова динозавров без какого-либо понятия о подстерегающих их опасностях, ничего другого и не заслуживают.

 Исла Сорна
Исла Сорна

Сюжет «Затерянного мира» также во многом повторяет первую книгу, разве что действие перенеслось на другой остров, да герои попали на него исключительно по собственной воле. Интрига, как и в прошлый раз, заключается в том, сколько персонажей в итоге уцелеет и сможет беспрепятственно покинуть остров. Но поскольку в этот раз участники экспедиции подготовились значительно лучше, Крайтону порой приходится усложнять им жизнь даже в ущерб общей логике повествования. В итоге, адекватные вроде бы люди, некоторые из которых обладают даже учеными степенями, в ряде ситуаций ведут себя совершенство неестественно, ставясь причинами собственных проблем и неурядиц.

Резюме: Майкл Крайтон еще ни разу до этого не возвращался к ранее исследованной теме, и Затерянный мир, в принципе, дает представление, почему. Роман написан на привычном для автора высоком уровне, однако как бы Крайтон ни старался, ему не удалось повторить успех «Парка юрского периода» и сказать что-то принципиально новое.





588
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 17:49
Алексей, большое спасибо за отличную рецензию! Вы приучили нас к дотошности и въедливости ( в хорошем смысле слова ) в анализе рецензируемого материала ( и как я заметил — Крайтон изучается чуть ли не под электронным микроскопом ). «Затерянный мир» исключением не стал. Одна маленькая просьба — выведите львов из категории падальщиков. Львам обидно, зоологам неуютно.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 17:55

цитата Тарчоков Заур

Алексей, большое спасибо за отличную рецензию! Вы приучили нас к дотошности и въедливости ( в хорошем смысле слова ) в анализе рецензируемого материала


Спасибо :beer:

цитата Тарчоков Заур

и как я заметил — Крайтон изучается чуть ли не под электронным микроскопом


Ну да, насчет Крайтона у меня есть планы, так что изучается... эээ... по крайней мере изучался он въедливо :-)

цитата Тарчоков Заур

Одна маленькая просьба — выведите львов из категории падальщиков. Львам обидно, зоологам неуютно


Убрал. На самом деле насчет львов-падальщиков как раз таки Крайтон писал в «Затерянном мире», что мол львов считали хищниками, и только в последние годы стали больше склоняться к мысли что они скорее предпочитают падаль которую отбирают у других охотников, например гиен. Я как-то машинально поставил в текст :-)
 


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 23:44
Была одно время такая версия -- но речь шла о том, что львы отбирали у гиен трупы -- не падаль. (Падаль -- это то, что уже начинает разлагаться). ;-)
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 18:36

цитата Aleks_MacLeod

Убрал. На самом деле насчет львов-падальщиков как раз таки Крайтон писал в «Затерянном мире», что мол львов считали хищниками, и только в последние годы стали больше склоняться к мысли что они скорее предпочитают падаль которую отбирают у других охотников, например гиен

Львы ни в коем разе не падальщики — они скэвинджеры. Т.е. животные, которые питаются свежей пищей — отобранной (в случае львов) или оставшейся после трапезы.
:0)

Я не очень люблю эту дилогию у Крайтона, но она сильно лучше экранизации Спилберга. Спилберг наполнил фильм каким-то псевдофилософским полузеленым бредом. Крайтон куда как реалистичней
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 18:59

цитата Karavaev

Я не очень люблю эту дилогию у Крайтона, но она сильно лучше экранизации Спилберга. Спилберг наполнил фильм каким-то псевдофилософским полузеленым бредом. Крайтон куда как реалистичней


И я того же мнения. :-)
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 19:34
Ну, мы это еще в декорациях ТерраНовы обсуждали. В целом, такую задумку профукал Спилберг.
А я ведь, Володь, дальше третьей серии не добрался, это при моей-то полной свернутости на динозаврах.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 19:37
Я где-то вот на третьей же и сам сошел с дистанции: такой беспомощной работы давно не видел.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 23:56

цитата Karavaev

А я ведь, Володь, дальше третьей серии не добрался, это при моей-то полной свернутости на динозаврах.


Я досмотрел до конца, беспомощные серии, только финал более-менее бодренький и с заделом на продолжение, которого, слава силе, не будет. Для сериала о динозаврах там слишком мало динозавров, а все остальное там слабое.
 


Ссылка на сообщение21 мая 2013 г. 23:55

цитата Karavaev

Львы ни в коем разе не падальщики — они скэвинджеры. Т.е. животные, которые питаются свежей пищей — отобранной (в случае львов) или оставшейся после трапезы.
:0)


А, ну я это имел в виду, когда про львов говорил, просто в терминологии запутался, я давно в эту тематику не окунался.

Собственно, дилогию фильмов я тоже не особо сильно люблю. Первый фильм Спилберга еще ОК, хотя акценты совсем по-другому, чем у Крайтона расставлены, но второй — просто убожество. Даже по сравнению с не слишком сильной книгой.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 00:02
А чего дилогию фильмов, ежли их там три (и четвертый вроде снимают)? В третьем бодрые всякие птеранодоны и проч., кстати.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 00:08
Ну третий-то вообще не по Крайтону, а сам по себе. И мне он кстати куда больше второго понравился, характеры героев там приближены к оригиналу, но косяков хватает прилично. Если бы фильм так не страдал оттого, что сценарий по ходу съемок уже правили...

Ну а бодрые птеранодоны и еще пара сцен взяты из книг Крайтона:-)))
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 00:21
Именно: часть зверья (точней, заурья :) как раз из первого-второго романов туда перенесена. И фильма таки получился бодренький, хотя и попсовый.

(И привет «Питеру Пэну» мне понравился :))) )
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 00:23

цитата Vladimir Puziy

часть зверья (точней, заурья :) как раз из первого-второго романов туда перенесена.


В третьем фильме больше сцен из книг Крайтона, чем во втором :-))) Сцена с птеранодонами, спуск по реке, лаборатория, а во втором единственные дословные сцены взяты из первой книги :-)))

А фильм бодренький, да, мне очень нравятся Грант с Билли, чувствуется как на них повлияли события первого фильма, хотя Грант по виду вообще не изменился.
 


Ссылка на сообщение22 мая 2013 г. 13:01
Выпендрюсь. А мне нравятся первые два фильма. А вот третий нет. Книги не читал :-)))


Ссылка на сообщение19 мая 2013 г. 20:30

цитата Aleks_MacLeod

По сути, «Затерянный мир» не предлагает ничего нового
Лучшее место книги — про витрину, новые технологии и производственный комплекс. В фантастике (и жизни) слишком часто научное открытие от технологии не отличают.


⇑ Наверх