http://fantlab.ru/images/editions/big/27274»> http://fantlab.ru/images/editions/big/27381»> http://fantlab.ru/images/editions/big/98641»>
По поводу перевода «Полдня» в статус альманаха я еще тогда говорил, как все будет. Так и произошло.
Все шапкозакидательские «колонки» про высокие тиражи, про то что мы круче мейнстрима и круче «Если», и заведомо круче «Роскона», про невиданный расцвет отечественной фантастической прозы канули в забвенье. Там им и место.
Для определенности нужно сказать, что если бы десять лет назад руководство «Полдня» не приняло решение пойти по пути «Если» и не продалось бы крупному издательскому дому, проект вряд ли просуществовал бы более года. Мы видали тогда подобные проекты еще и понаряднее.
Всем понятно, что «Вокруг света» взял «Полдень» ради бренда — персонального бренда Бориса Стругацкого. Остальное было неважно и не нужно. Это было всегда всем понятно. Плохо, что никто не приложил ни малейших усилий для создания какой-то дополнительной ценности проекта.
История «Полдня» — это история со многими НЕ.
«Полдень» НЕ стал «стартовой площадкой»: публикации лучших авторов оказались замеченными не в журнале, а уже в книжных изданиях; в номинационных процедурах мейнстримовских литературных премий журнал никак не участвовал; публикации авторов уровнем пониже не стали «звездным билетом» для продолжения карьеры; единичные великолепные рассказы начинающих авторов вообще никем не были замечены — ни премиальными списками, ни критиками, ни издателями; отсутствие журнала в «журнальном зале» привело к почти полному выпадению опубликованных текстов из литературного процесса.
«Полдень» НЕ стал рупором «четвертой волны», как некоторые (и ваш покорный слуга) ожидали от него поначалу: «Параграф 78» и несколько рассказов С.Соловьева, Е.Лукина, С.Логинова плюс пара рассказов В.Покровского за десять лет — маловато будет; гонорарная политика, про которую никто не сказал доброго слова, вряд ли способствовала привлечению столпов жанра; редакционная модель была сформирована на основе работы с самотеком, что вообще не предполагает концентрации на одном из творческих направлений; полная непрозрачность редакционной политики не способствовала привлечению представителей «четвертой волны», работающих за пределами окрестностей Санкт-Петербурга; отсутствие раздела литературной критики привело к тому, что платформа «четвертой волны» так и осталась не оформленной в явном виде.
«Полдень» НЕ стал идеологической площадкой: отсутствие раздела литературной критики привело к тому, что журнал не участвовал в оценке ключевых художественных произведений, как относящихся к жанру, так и расположенных за пределами жанра, и не давал содержательных оценок произведениям, опубликованным на его страницах; опора на самотек в публицистике стала причиной того, что актуальные события общественной жизни освещались фрагментарно и непоследовательно, зато дилетантским взглядам давался полный ход; публицистика А.Мелихова и К.Фрумкина, жанроведческие заметки П.Амнуэля и В.Окулова отложились в памяти, но в целом «вторая тетрадь» все эти годы была для журнала пустой обузой; ни разу ни в одном номере не было попытки сформулировать идеологическую платформу журнала — в результате на вопрос, а что именно вы хотели бы продолжать издавать, сегодня никто не дает простого и ясного ответа.
«Полдень» НЕ стал «колыбелью» для качественной фантастики — слишком много слабых, откровенно никудышных произведений, лишь слегка укладывающихся в общую формулу «типичный человек в нетипичных обстоятельствах», увидели свет на его страницах за прошедшее десятилетие.
«Полдень» НЕ стал инструментом для капитализации бренда «Вокруг света» — как в силу невнятной редакционной политики, так и из-за принципиального отказа подчиняться внутрикорпоративным процедурам; неудивительно, что при первой возможности руководство издательского дома предпочло избавиться от «чемодана без ручки».
Теперь немного о том, чем «Полдень» все-таки стал, несмотря на всю непоследовательность редакционной политики (и благодаря ей в том числе).
Во-первых, «Полдень» стал небезынтересной площадкой для серьезных авторов. «Эвакуатор» Быкова и «Столовая гора» Хуснутдинова впервые появились все-таки на его страницах.
Во-вторых, «Полдень» стал в последние пару лет настоящим питомником, издательской лабораторией для начинающих авторов, имеющих серьезные амбиции. Если пять лет назад в годовой подшивке с трудом можно было найти три-четыре заслуживающих внимания рассказа, и из них половина принадлежала авторам «четвертой волны» то в последние два-три года опора на самотек начала давать наконец результаты. В 2011 году, например, я отметил для себя более тридцати рассказов, заслуживающих внимания и высокой оценки, — 2-3 рассказа в каждом номере, почти половина всех текстов.
В-третьих, «Полдень» стал последним литературным журналом, распространявшимся в сети киосков. Такого больше не будет. Всем, кто захочет последовать по намеченному им пути, нужно будет серьезно проработать независимую от существующих сетей систему распространения.