«А давай поедем на Крещение в Съезжее? – моя подруга Наташа посмотрела на меня, загадочно улыбаясь. – Окунемся?» После вечера девичьих посиделок на Святки такой вопрос вряд ли можно считать неожиданным, однако он заставил меня задуматься. Нет, конечно, я не новичок в зимних купаниях, у меня за плечами целый один раз, когда ночью, в двадцатиградусный мороз мы с друзьями поехали на источник иконы Божьей Матери «Избавительница от бед», что в селе Ташла. Но что там сравнивать – в Ташле закрытая купальня, деревянный пол, да и вода в источнике (люди опытные не дадут солгать) довольно теплая. И другое дело – открытая местность и ледяная прорубь. Но – праздник же. И, в конце концов, не одни же едем, как раз на Крещение организуется паломническая поездка, как не присоединиться? Поэтому решение было принято, колебания отвергнуты – и вот мы уже с волнением и трепетом ждем вечера 18 января.
Крещенские морозы, которые уже давно стали нарицательными, на этот раз, видимо, про нас забыли. А может, пожалели таких как мы, несильных духом. В пятницу и вовсе потеплело, а сыпавший два дня обильный снег к вечеру совсем иссяк. Так что последние сомнения ушли в глубокое подполье, чтобы до самого конца нет-нет, да и поддеть нас.
Съезжее — старинное село, коренное население его — мордва-эрзя, переселившиеся в первой половине восемнадцатого века из-под Пензы в самарские степи. Посреди села стоит храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. По преданию, на его постройке работал каменщик Кузьма, известный в округе своей праведностью и подвижничеством. Поэтому сельчане недолго раздумывали, в честь кого освятить храм. В советские годы он использовался под хозяйственные нужды. К моменту, когда церковь передали Самарской епархии, состояние ее было таково, что две комиссии авторитетных строителей-экспертов рекомендовали полностью сносить развалины и строить заново. Но, к счастью, древние стены удалось отстоять.
Быть в Съезжем и не заехать в храм – невозможно. Огромный красавец вырастает из темноты прямо навстречу. К сожалению, до полного восстановления еще далеко, однако сделано уже немало. Мы заходим внутрь и попадаем на праздничную службу. Внутри храма тепло и уютно, поет хор из местных старушек. Слажено, отработанно бабушки поют, на свой особый мотив. Есть что-то исключительно доброе в таком напеве. Ведь искренне же, от сердца, пусть и не по нотам. В иконной лавке на видном месте объявление: «Не имеющим средств на требы обращаться к священнику». Тяжело в сельской глуши восстанавливать храм, только и надежды, что на заезжих паломников. Чем можем, помогаем и, подойдя под помазание, едем на источник.
Казанский источник, точнее, озерцо на окраине села, один из самых знаменитых на территории Самарской области. К нему 21 июля, в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы, собираются сотни паломников. Недавно на берегу озера была построена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. Знаменит же источник тем, что над озером сельчане неоднократно видели образ Богородицы, такой же, как на иконе, обретенной когда-то в Казани. А вода в нем считается целебной. В шестидесятых власти, как могли, противодействовали жителям, в праздник собиравшимся на молебен. Активистов арестовывали, в озеро сливали отходы свинофермы, травили воду химикатами, но оно очищалось, вода снова становилась прозрачной и пригодной для питья. Такова она и сейчас – мягкая и вкусная.
Пока едем на озеро, решаем, как будем действовать. Мужчин среди нас всего четверо, стало быть, братья пойдут окунаться первыми, переоденутся на берегу, а сестры, то есть мы, разденутся в теплом автобусе, добегут до проруби, окунутся – и обратно в тепло. Но не тут-то было! Легковых машин – как в час пик, куда уж там втиснуться нашему, хоть и микро, но все-таки автобусу. Так что планы приходится менять. Идем все, как есть, а на берегу разберемся.
Народу возле проруби – яблоку негде упасть. Кто окунается, кто просто глазеет, кто собирается с духом. Смотрим и мы – оцениваем обстановку. А страшно, а холодно! От одного зрелища, как люди спускаются по двум деревянным ступенечкам в ледяную глубь, мороз по коже да дыхание перехватывает. Но ведь не зря же весь путь-то проделан, поздно отступать. Собираемся духом с подружкой и, наконец, решаемся. И тут начинает происходить чудо…
Шум, гам, беготня и суета вокруг – ничего этого больше не ощущается. Морозный ветер, слегка обжегши кожу, не успевшую остынуть после теплой одежды, затихает. Удивительно, но среди всей суматохи удается сосредоточиться и помолиться, искренне, от сердца. Слабая я, Господи, согрей мне воду, пусть будет не страшно. И мне не страшно. Опускаю босые ноги на ступеньку и не чувствую – холодная вода или нет. Просто – вода, святая, освященная Великим чином, совершаемым только раз в год, Великая Агиасма…
Меня вытягивают из проруби, накидывают сверху халат, и вот я уже в знакомом сугробике, пытаюсь скорее одеться, пока пальцы совсем не застыли. Наконец, стою, экипированная полностью, не совсем понимая, что сейчас было. Неужели это я? Я, только сейчас? Вон там? По телу разливается тепло и радость. Наверное, это и есть благодать.
Чудесная ночь, чудесное место. Уходя с источника, я замечаю странного старичка из местных. Чуть вдалеке от проруби, один на льду, он что-то поет на незнакомом мне языке и лицо его тоже светится радостью…