Когда-то, лет девять назад, когда я потихоньку "пересаживался" с англо-американской фантастики на современную прозу и мейнстрим (примерно в это время я познакомился с Анджелой Картер и Рансмайром, Краули и Остером), мне порекомендовали роман "Песнь камня" Бэнкса, и я взял автора на заметку. Позже я периодически поглядывал в его сторону и даже приобрел несколько томиков "впрок" (Шаги по стеклу, Песнь камня, Канал грез), но первое знакомство состоялось через "Осиную фабрику".
И вот теперь стало возможным (руки доползли) до романа "Песнь камня".
Тот факт, что автор составляет (конструирует?!) свои романы из "мусора" (в том числе "человеческого"), в глаза бросается. И то, что одним из центральных персонажей романа является замок, тоже, в общем-то, очевидно. Но...
Зачем все это написано??? Что автор хотел мне сообщить? Что за историю рассказал? История в общем-то укладывается в несколько строк: в некотором неясном царстве-государстве была война и по дорогам шли толпы беженцев, а на дорогах ошивались мародеры и разбойники. герой со своей подругой вместо того, чтобы спастись из родового замка вынуждены вернуться в него вместе с группой мародеров, где и разыгрывается основная трагедия: гибель замка, гибель бандитов, гибель героев.
Зачем все эти псевдоинтеллектуальные типа-поэтические витиеватости? Зачем цветасто-многословные описания мастурбаций/извращений/смертей/страданий/разрушений, приправленные рефлексией персонажа? Герои не то чтоб не симпатичны, они — искусственные конструкты, они — вообще никакие, не интересные — ну да, они — тот же мусор, что и в "Осиной фабрике", притом все без исключения. Вот только разве клёво — разбираться в сортах мусора?
Автор, наверное, не знаком с максимой "все гениальное — просто", или не считает возможным для себя ею руководствоваться. Я же со своей стороны не вижу смысла ни в таких текстах (литературой называть как-то язык не поворачивается, скорей уж литературщина) ни в возможности тратить время на них.
В очередной раз задался вопросом: мож, это я чего-то не понимаю? и забрался читать биографию автора, и не нашел в ней чего-то особенно выдающегося — службы в конкретных войсках, участия в военных действиях, никакой четко обозначенной деятельности, вроде преподавания или науки, или переводов, или издательской деятельности, или журналистики, или всеобъемлющего хобби. С 1984 — писатель, и "...поступать на службу более не пытался". Хобби — гонки на машине, езда на мотоцикле, алкогольные напитки, игры.
И с-но о чем этот человек может мне поведать? Чего я ждал от этого человека, на что надеялся? Если "Осиная фабрика" это эпатаж, и причиной, сделавшей роман популярным, как раз таки и является шокирующий характер, то "Песнь камня" — как далеко ушла от дебюта? И не на тех же ли струнах автор продолжает играть в более позднем произведении?
Но, братцы, мы и так уже дожили с этим эпатажем дальше некуда. Тут у кого-то в жж мелькало, жаль ссылку найти не могу, что наше современное общество сильно напоминает тот ресторан, в котором, чтобы отвлечь посетителей от несвежей еды, в зал выходят специальные товарищи, которые танцуют голышом, гадят на столы и т.д. А ведь посетители и отвлекаются, и продолжают жевать несвежую пищу, и испражнения на столы уже считают в порядке вещей. Только вот, хватит уже, наверное.
И вот у меня дилемма: что делать с Бэнксом? давать еще шанс, например, "Шагам по стеклу" или уже того, ну его нафиг, все и так ясно?