Снова Бэнкс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Снова Бэнкс
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Снова Бэнкс

Статья написана 17 января 2013 г. 16:29

Когда-то, лет девять назад, когда я потихоньку "пересаживался" с англо-американской фантастики на современную прозу и мейнстрим (примерно в это время я познакомился с Анджелой Картер и Рансмайром, Краули и Остером), мне порекомендовали роман "Песнь камня" Бэнкса, и я взял автора на заметку. Позже я периодически поглядывал в его сторону и даже приобрел несколько томиков "впрок" (Шаги по стеклу, Песнь камня, Канал грез), но первое знакомство состоялось через "Осиную фабрику".

И вот теперь стало возможным (руки доползли) до романа "Песнь камня".

Тот факт, что автор составляет (конструирует?!) свои романы из "мусора" (в том числе "человеческого"), в глаза бросается. И то, что одним из центральных персонажей романа является замок, тоже, в общем-то, очевидно. Но...

Зачем все это написано??? Что автор хотел мне сообщить? Что за историю рассказал? История в общем-то укладывается в несколько строк: в некотором неясном царстве-государстве была война и по дорогам шли толпы беженцев, а на дорогах ошивались мародеры и разбойники. герой со своей подругой вместо того, чтобы спастись из родового замка вынуждены вернуться в него вместе с группой мародеров, где и разыгрывается основная трагедия: гибель замка, гибель бандитов, гибель героев.

Зачем все эти псевдоинтеллектуальные типа-поэтические витиеватости? Зачем цветасто-многословные описания мастурбаций/извращений/смертей/страданий/разрушений, приправленные рефлексией персонажа? Герои не то чтоб не симпатичны, они — искусственные конструкты, они — вообще никакие, не интересные — ну да, они — тот же мусор, что и в "Осиной фабрике", притом все без исключения. Вот только разве клёво — разбираться в сортах мусора?

Автор, наверное, не знаком с максимой "все гениальное — просто", или не считает возможным для себя ею руководствоваться. Я же со своей стороны не вижу смысла ни в таких текстах (литературой называть как-то язык не поворачивается, скорей уж литературщина) ни в возможности тратить время на них.

В очередной раз задался вопросом: мож, это я чего-то не понимаю? и забрался читать биографию автора, и не нашел в ней чего-то особенно выдающегося — службы в конкретных войсках, участия в военных действиях, никакой четко обозначенной деятельности, вроде преподавания или науки, или переводов, или издательской деятельности, или журналистики, или всеобъемлющего хобби. С 1984 — писатель, и "...поступать на службу более не пытался". Хобби — гонки на машине, езда на мотоцикле, алкогольные напитки, игры.

И с-но о чем этот человек может мне поведать? Чего я ждал от этого человека, на что надеялся? Если "Осиная фабрика" это эпатаж, и причиной, сделавшей роман популярным, как раз таки и является шокирующий характер, то "Песнь камня" — как далеко ушла от дебюта? И не на тех же ли струнах автор продолжает играть в более позднем произведении?

Но, братцы, мы и так уже дожили с этим эпатажем дальше некуда. Тут у кого-то в жж мелькало, жаль ссылку найти не могу, что наше современное общество сильно напоминает тот ресторан, в котором, чтобы отвлечь посетителей от несвежей еды, в зал выходят специальные товарищи, которые танцуют голышом, гадят на столы и т.д. А ведь посетители и отвлекаются, и продолжают жевать несвежую пищу, и испражнения на столы уже считают в порядке вещей. Только вот, хватит уже, наверное.

И вот у меня дилемма: что делать с Бэнксом? давать еще шанс, например, "Шагам по стеклу" или уже того, ну его нафиг, все и так ясно?



Тэги: Бэнкс, 2012


321
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 16:43
Я «Шаги» первыми прочитал лет 10 назад. След оставила эта вещица. А фабрику прочитал только пару лет назад. Спокойно так воспринял... Дай шанс...


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 17:48

«Песнь камня» именно сейчас читаю (не купи на распродаже — не начал бы)...


В последнее время я стал как-то не в меру придирчив к тому, на что трачу читательское время. Отсюда т.н. «крепкая проза» часто — после десятка страниц — удаляется с полки.

Вот сабж — та самая крепкая проза.

Моя установка: если выкинуть компьютер, женщин, спорт и часть лит. классики из своего рациона, то это место самое то для заполнения «крепышами». В противном случае, лучше выкинуть Бэнкса и Ко.

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 18:10
моя установка: книг и так слишком много, чтобы тратить время на те, которые потом не будешь перечитывать. как-то так8:-0
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 19:30
А за фантастику его не хочешь взяться?
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 19:44
после «Осиной фабрики» и «Песни камня»? опасаюсь... а там что-то есть кроме чернухи? 8:-0
 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 22:17

Я тут не советчик. Мало что из чистой фантастики могу дальше первых страниц прочесть.

Но поклонники автора настаивают на некой особливости его фант. книг в рамках его же творчества. Я что-то пробовал читать... Махнул рукой — жалко время, есчестно.

 


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 22:37

цитата VuDu

Я что-то пробовал читать... Махнул рукой — жалко время, есчестно.

вот есть у меня такое же предощущение...
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 13:42
Скажем, «Игрок» из цикла «Культура» мне вполне понравился, но все же отдельные элементы чернухи там были. И все же это НФ с упором на психологию и социомоделирование.


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 19:29
Мне «шаги» в свое время очень понравился. Причем понравился не роман полностью, а некоторые сцены, которые перечитывал несколько раз. Эпатаж там тоже присутствует, но не в таких количествах, как в «Осиной фабрике». А вот «Песнь» я еще не читал, хотя несколько раз уже рекомендовали.
Насчет того, читать или нет, имхо если 2 знаковых романа не впечатлили, то стоит ли давать автору еще шанс???


Ссылка на сообщение17 января 2013 г. 20:04
Я чес-гря в шокЕ.
Бэнкс писатель фантаст. Его мэйнстрим — это лабуда для денег. Читать надо его фантастические романы цикла Культура, они серьезные, они продуманные.


⇑ Наверх