В апреле 2011 г. в Киеве проходил Международный фестиваль подводных съёмок «Серебряная акула». Его почётным гостем был профессор Санкт-Петербургского гос. университета кино и телевидения Эдуард Розовский, — оператор-постановщик первого советского фантастического «блокбастера» — «Человек-амфибия», — ветеран русского и советского кинематографа, снявший в 84 года 78 лент. В числе его известннейших работ, — кроме «Человека-амфибии», — «Начальник Чукотки» и «Белое солнце пустыни».
Вот что вспоминал профессор Розовский о перипетиях съёмок нашумевшей в середине 1960-х ленты:
«Впечатлённые до потрясения первой лентой Жака-Ива Кусто, вместе с режиссёром Владимиром Чеботарёвым написали заявку на «Ленфильм» — о съёмках картины по мотивам романа А. Р. Беляева «Человек-амфибия»...
Первым шагом к началу съёмок оказалось получение операторской группой удостоверений лёгких водолазов, — с правом погружения до 40м. Первые учебные погружения в школе подводного плавания на Васильевском о-ве в Ленинграде проходили в бассейне 25-метровой глубины, — смонтированном в подкупольном пространстве одной из церквей. Учёба продлилась полгода.
«Человека-амфибию» намеревались было снимать в Красном море, однако получили разрешение лишь на экспериментальные черноморские съёмки, — в Судаке. В поисках живописных мест прошли подводным путём от Севастополя до Евпатории и остановились на бухте Ласпи, — с её чистейшей водой. Но Чёрное море — мёртвое, — без изобилия подводной флоры и фауны. Приходилось прибегать к декораторским ухищрениям, — вроде установки подводных аквариумов с маленькими рыбками, либо — строительства действующего макета акулы.
Во время съёмок заканчивались деньги. Пришлось снимать рекламный «ролик», — «Встреча с Ихтиандром». Так получили деньги на большой фильм...
По завершении подводных съёмок снова закончились деньги. К тому же сменился директор «Ленфильма», а новое начальство оказалось ошеломлено перерасходами. Крайним сделали оператора. Вызвали в Ленинград, исключили из КПСС. Грозились предъявить судебный иск на миллион рублей, однако обошлось. Оператору только пришлось заплатить за неизрасходованные остатки цветной плёнки: всё равно, мол, больше никому не нужна...
После завершения работы в съёмочной группе шутили: «Несмотря не все созданные условия, никто не утопился». Смонтированная и озвученная лента пролежала на полке полтора года — как невостребованная и никому не нужная «буржуазная фильма», — пока её не посмотрел кто-то из высокого руководства. Последовал звонок в Министерство культуры.»
И фильм начал путь в рекордный по кассовости прокат и — к фантастической популярности...
«Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы
Всем на дно
Там бы, там бы, там бы, там бы
Пить вино...»
А юбилей легендарного фильма отмечаем дважды: полвека завершения съёмок и — пятидесятилетие выхода на экраны.