Лучшие из просмотренных фильмов в 2012 г.
«Шапито-шоу: Любовь и дружба» С.Лобана.
Светлая адекватная социуму и очень смешная мелодрама с огромным количеством цитируемых высказываний, ставшей звездой Верой Строковой. Продолжение послабее.
«Любовь» С.Соловьева
Поздновато посмотрел чудесный декаданс по мотивам Чехова. Есть все фирменные приемы Соловьева перестроечной трилогии, его любимые актеры, включая уже ушедшего Абдулова. Всем поклонникам Ренаты Литвиновой без нее фильм смотреть обязательно – в нем есть все лучшее от образа указанной актрисы, но при этом без ее самой обошлись.
«Вечер шутов» И.Бергмана
Притчевые или условно-исторические ленты у Бергмана мне нравятся едва ли не больше всего в его обильном и неровном кинематографе. Картинкой и декорациями «Вечер шутов» ближе к «Лицу», тоже славному фильму. В «Вечере шутов» много синефильского, игры теней, фактуры крупным планом. Есть еще киновставка-стилизация, а в целом – трогательная мелодорама, сюжетно достаточно простая про пару цирковых.
«Вавилон» Иньярриту-Гонсалес
Первый фильм известного режиссера, который принял полностью. Стандартная для автора межэтническая мозаика про одиночество и взаимосвязанность, по мне, отличается балансом между интеллектуальной начинкой и эмоциональной стратой. А вот «Бьютифул» еле досмотрел несмотря на участием Бардема.
«Безымянный гангстер» Юн Чжон Бин
Нежно люблю творчество актера Мин-Сик Чои, умеет человек выбирать работы и роли. В каждой – велик и не похож на себя предыдущего. В нестандартной саге сыграл сущего Фальстафа, абсолютно никчемушного бандита, стечением обстоятельств ставшего чуть ли не боссом. Забавно.
«Как две капли воды» Фон Радемакерс
Не шибко уж известный старый черно-белый фильм про двойничество на материале подполья Второй мировой войны. Лихо закручено, нестандартный финал. Задолго до «Бойцовского клуба» тема обротничества была своеобразно обыграна на высоком художественном уровне.
«Берни» Р.Ланклейер
Совершенно зрительский фильм, дополнительную глубину которому придает основанность на реальных событиях. От этого черный юмор становится каким-то уж совсем макабрическим. Бенефис Джо Блэка, которого я вообще не люблю и кроме как в этом фильме смотреть нигде не могу.
«Резня» Р.Полански
Камерная пьеса на четырех исполнителей, которые ругаются и вытаскивают наружу все дерьмо, что скрыто под маской корректности европейского буржуа. Актеры резвятся в полный рост – благо сценарный материал очень хорош. Поланского как и Джо Блэка не люблю, но два последних фильма – выше всяких похвал.
«Ворон» Клузо
Старый( 1943 г.) мизантропический триллер Клузо, давший основания для обвинений в коллаборации с нацистами. Здорово поставлено, а авторские интонации совершенно нетипичны, выходят далеко за рамки эстетики, например, Хичкока, заставляя вспоминать скорее уж Ханеке с его «Белой лентой».
«Кококо» А.Смирнова
Конечно попроще вышеперечисленных фильмов, но славная смешная зарисовка, максимально привязанная к современной среде, с тонкой моторикой и славными актерскими женскими работами. Имеет все шансы несмотря на кажущуюся простоту сохраниться в памяти интеллигентской надолго. Предпочел «Орде», которая, в общем, тоже понравилась, но фильмы совсем антагонисты по эстетической направленности.
Лучшие книги, вышедшие в 2012 г.( новинки, книжные издания, переводы)
«Особенно Ломбардия. Образы Италии. 21 век» А.Ипполитов
Для меня – лучшая книга года, публицистика высочайшей прозы, редкостного субъективизма. Интерес к автору и его манере соразмерен интересу собственно к теме. По совести – читать Ипполитова мне интересней, чем Муратова, книге которого как бы следует Ипполитов. Один вопрос: когда будут другие книги серии?
«Франция. Убийственный Париж» М. Трофименков
Занимательнейший культурно-криминальный путеводитель по столице Франции с изложением историй конца 19-начала 21 века в контексте их киноадаптаций. Хорошо написано, познавательнейшее «мясо». При этом, конечно, другой уровень с Ипполитовым.
«Под куполом» С.Кинг
Здоровенный томина про конец света в отдельном изолированном городке, изданный наряду с двумя авторскими сборниками Кинга( а АСТ сильно ругают за неоперативность переводов). Мастер в прекрасной форме при всех его самоповторах, которые неизбежны – больно много написал.
«Кетополис» Грин.Ф.Грей
Уникальное миротворчество в виде сборника новелл с единством времени-места и разными манерами написания составных частей. Для отечественной фантастики – явление редкое, качественный сборник. Даже новеллы похуже, встраиваясь частями в мозаику, добавляют впечатления от целого.
«Чуть свет, с собакою вдвоем» К.Аткинсон
Четвертый роман серии и как ни привык уже к Аткинсон , но очень хорошо пишет. В избранной нише – вне конкуренции, посмотрим, каковы ее сольные недетективные вещи
«Страна вина» Мо Янь
Не без оснований постоянно сравнивают с Сорокиным, но книга Мо Яня при всех ее пародийных и стилистических кундштюках – очень веселая , игровая без намека на вымученность и конструктивизм. Вкуснейший раблезианский роман, лучший из переведенных зарубежных в этом году.
«Полный вперед назад или оттенки серого» Дж. Ффорде
Лучший смешной и антиутопический роман – начальный в цикле, который автор не спешит продолжить, в отличие от поднадоевшего и буксующего сериала про Четверг. «Полный вперед» превосходит остальные романы автора, произвел сильное впечатление и жажду продолжения банкета.
«Карта времени» Ф.Пальма
Удачный забег испанца на территорию литературного викторианского Лондона с использованием временно-пространственных порталов. Авторская сюжетная изобретательность и ловкость рук позволила обыграть известные штампы и повороты сюжетов. Любопытно почитать продолжение, перевод которого не за горами.
«Захват Московии» М.Гиголашвили.
Плутовской роман с большой лингвинистической составляющей от одного из лучших русскоязычных писателей, каждый роман которого к прочтению обязателен. Много смешного, в целом картина нравов безотрадна, что подчеркнуто автором путем вставки в текст воспоминаний опричника времен Ивана Грозного ( без которых, по мне, можно было бы и обойтись)
«Дань саламандре» М. Палей
Изданный книгой ранее публиковавшийся в журнальном варианте поздний роман Палей, которую сейчас издает АСТ. Роман традиционно стилистически хорош, в центре – дружба двух разных женщин ( навроде «Кококо»), эмоциональная и безнадежная. Манера Палей кажется исчерпанной, но автор тоже настолько большой и значимый, что грех не прочитать.
Лучшие книги, прочитанные в 2012 г.
«Барочный цикл» Н.Стивенсон
Огромная щедрая перенасыщенная историко-культурологическая трилогия с пиратами, войнами, учеными и ворами. Абсолютный авторский триумф, поскольку в чьем-то другом исполнении подобного рода вещь немыслима – эрудиции не хватит.
«Шпион, выйди вон» Ле Карре
Грустный роман об одиночестве в форме шпионского английского психологического триллера. Много лучше экранизации, да и вообще лучший роман в жанре, превосходящий найденной тональностью иные достижения, например, нашего Семенова, да и другие книги Ле Каре.
С.Кржижановский. Собрание сочинений в пяти томах.
В конце года вышел еще и шестой том, но собственно авторского там – пшик. Кржижановский может быть поставлен по значимости и культурной интегрированности тематики и манере в ранг адаптивных для Запада величин первого ряда навроде Андрея Белого или Набокова. Прекрасные новеллы и повести, своя манера письма, фасеточное зрение. Великий писатель.
«Тайна выеденного яйца или смерть Шалтай-Болтая». Дж.Ффорде
Забавная литературно-детективная юмореска с воссозданием фона литературной классики Англии. Мне и первые романы цикла про Четверг понравились, а вот потом в этой серии автор поиссяк. «Вбоквелл» понравился поболее, страшно сказать, многих романов Пратчетта, на сравнение с которым Фоорде обречен. Жду перевода «Четвертого медведя»,анонсированного на 2013.
«Еще ничего не кончилось» В.Шкловский
Сборник ранней художественно-мемуарной прозы великого формалиста. Очень плотно написано, запомнились жуткие сцены резни в период Гражданской войны, но и сама по себе компактная перенасыщенная проза Шкловского заставляет поразмышлять о том, как могло бы развиться его художественное дарование, кабы не большевики.
«Кюхля. Рассказы»Ю.Тынянов
Давно не перечитывал заслуженного Тынянова и получил огромное удовольствие. «Кюхля» зря считается не совсем совершенной его работой – история угасания и дичания идеалиста вышла безотносительно к историческим реалиям мощной и совершенно трифоновской. Рассказы написаны стилистически совершенно, не похоже ни на кого.
«Приключения Кавалера и Клея» М.Чамбон
Объемный сентиментальный роман о дружбе на фоне коллизий 20 века. Понравилась авторская изобретательность в воссоздании мира производства комиксов. Что-то среднее между Н.Стивенсоном и Дж.Голдом не в ущерб авторской самобытности. Авантюрный занятный роман.
«Бангкокская татуировка» Дж.Бердетт
Весь цикл Бердетта – добротная этнопсихологическая детективная серия, в которой детективная составляющая представляет умеренный интерес. Достойная книжка про тайские нравы, во время чтения которой все же не покидали сомнения, не является ли в глазах коренного населения все это развестистой клюквой. На удовольствие от чтения это никак не повлияло.
«Леопард» Ю.Несбе
Мощный с точки зрения структуры и манеры рассказа детектив, прочитанный на исходе года. У автора большие технические навыки в жанре, с интересом жду чтения других романов серии.
Тетралогия про Кролика. Дж.Апдайк
Огромный том с историей жизни среднего американца, неплохого по задаткам, с которым абсолютно без зазоров можно самоидентифицироваться в различные периоды его жизни. Местами неряшливо написано, порой раздражает сексуальная одержимость автора, но в общем – грустная тетралогия о принципиальной недостижимости счастья и ограниченных возможностях хорошего человека.
Разочарования из прочитанных в 2012 г. книг
Д.Быков «Икс»
Худший роман любимого мною автора, сырой и публицистический. ННА тему Шолохова и авторства «Тихого Дона». Грустно, что автор дал козыри своим недоброжелателям. которые утверждают, что книга, дескать, типичная для Быкова, манера как везде( в этом есть доля истины). Надеюсь в следующем году на лучшее. Вообще-то коммерческие выкрутасы Д.Быкова раздражают – обещал к концу года третий календарь, а вместо этого издали огромную томину-сборник. Я вот первые два купил, а потому сборник мне не нужен. Плюс еще и другие очерки, многажды публиковавшиеся, о советской литературе, отдельной книжкой издал. Много повторений, суеты.
А.Байетт «Детская книга»
Кому много дано- с того и спросится. Определенно от Баайетт ожидал более оригинальной саги поствикторианских времен с ностальгией на тему того, что выкосила Великая война. Отдельно не понравились рассказы детской писательницы, уровень которых невысок, но которые введены в большом объеме в корпус книги.
У.Эко «Пражское кладбище»
Абсолютный провал года. Столько ждали и вот тебе. Публицистический текст, немыслимое пустословие, абсолютно неинтересная тема антисемитизма. Сказать, что разочарован – приуменьшить.
П.Акройд «Кларкенвилльские рассказы»
Всезнайка Акройд тоже помаленьку дисквалифицируется. По мне, не получилось у него органично сочетать вариации на тему Чосера с самостоятельной интригой государственного переворота. Много игры-ради игры, как передача в каждой главе действия другому лицу. Зачем это?
А.Черчесов «Дон Иван»
Графоманский бред, который я купил по случаю, купившись на лавры автору как выдающемуся стилисту. Мягко говоря, набор сумбура, стилистика плохая, сцены неживые. Описать абзацем, про что книга, по совести, не могу.
А.Мердок «Замок на песке»
Прочитав два хороших романа Мердок, прочитал и еще с пяток. Разочаровался, больно умозрителен мир Мердок и стандартны используемые механические приемы-ходы, тотальный самоповтор. «Замок на песке» — самый простой и бесхитростный роман с надуманным адюльтером бесцветного учителя и изысканной яркой художницы.
С.Гандлевский «Бездумное былое»
Люблю прозу Гандлевского, но книжка настолько пустая, очерковая и малоинтересная, что не стоило ее отдельно и издавать.
«Проходняк» Э.Дворкин
Худшая вещица небесталанного периферийного питерского гедониста, чьи литературные бурлески не лишены изрядного обаяния. В «Проходняке» автору решительно отказало чувство меры и вкуса – читать про матерящихся и обсуждающихбаб Брежнева и Бунина было противно.
«Проклятые короли» М.Дрюон
В советские времена эту популярную серию не читал и, как выяснилось, ничего не потерял. Куда деваться от сравнений с великим Дюма? Дрюон выглядит лишь посредственным автором сюжетных синопсисов, которые нужно переписывать и перешивать.
В.Аксенов «Остров Крым»
Вульгарным стилем, центральным плейбоем и неумеренными «эротическими» сценами Аксенов загубил потенциально великий интересный и сюжетно оригинальный роман на тему раскола русского общества 20 века и путей его преодоления.
В надежде славы и добра... В следующем году хотелось бы прочитать новую книгу Латыниной Вейского цикла, книгу Кинга про 1963 год, «Четвертого медведя» Ффорде, «Цвингер» Костюкович, продолжение книги про Ломбардию Ипполитова, очередной роман Мо Яня, перевод последнего романа Симмонса, перевод романа Маккаммона серии про Мэтью Корбайна, биографию Маяковского от Д.Быкова. Много чего хочется, посмотрим.