Михаил Анечкин. Точка отсчета. Грифон
Тема Зоны для отечественных авторов – одна из самых популярных, но, к счастью, и многовариантна. Оказывается, помимо чисто игровых текстов («бродилок» и «стрелялок») — как на основе известной компьютерной игры, так и вне её, появляются книги с элементами психологического повествования.
Итак, начало романа вроде бы вполне себе «каноническое» – прошло двадцать лет с момента Чернобыльской катастрофы, произошел новый мощный взрыв, после которого территория Зоны обнесена колючей проволокой и началось патрулирование ее периметра. Но в Зоне есть артефакты, и, значит, за ними хотят на запретную территорию сталкеры. Поскольку правительства двух сверхдержав, России и Америки, жаждут получить артефакты для развития военной науки и прочего, то
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для этого, как оно и заведено испокон веков, команда героев (в том числе – потенциальных) должна отправиться в странствия, повстречать и истребить по дороге разнообразных монстров и, чудом избегнув смертельных ловушек, побратавшись, дойти до цели…
У Анечкина не всё так просто.
В данном случае волей обстоятельств до центра Зоны добрались пятеро. В состав этой пятерки входят два американских морских пехотинца (отец одного из них – суровый и влиятельный конгрессмен, воевавший во Вьетнаме); наш боец СОБРа, прошедший Чечню; местный охотинспектор, раньше тихо зарабатывавший свою денежку, но зарплата, увы, не ахти; и молодой сталкер, решивший, что в Зоне можно всё начать заново.
Вот тут-то и начинает проявляться своеобразие романа, отличающее его в выгодную сторону от обычного сталкерского «мочилова», бессмысленного и беспощадного. Экстремальные ситуации позволяют автору произвести психологическое тестирование персонажей, превращающее смертельно опасный, но традиционный квест в полноценный роман с живыми героями, иначе говоря – с людьми со слабостями. Вот раненый морпех, из-за которого остальные готовы рискнуть своей жизнью — по сути самый «нелюбимый» член пятерки, этакий американский всезнайка, который не раз пытается поставить на место не только русских, но своего товарища, что вполне понятно – ведь тот обычный негр из бедной семьи.
И этого сноба, оправившегося на службу, чтобы доказать папе, себе и миру собственную крутизну, меняет вовсе не Зона с ее чудесами, а любовь к русской медсестре, которая спасла ему жизнь. Так начинается и любовная линия: эдакое Love Story в стиле «Ромео и Джульетты XXI века». Ведь его папа – ненавидит русских, считая их потенциальными врагами. А ее отец – охотинспектор, очень недолюбливает американцев. Чем не Монтекки и Капулетти?
Повествование поочередно ведется «от первого лица» каждого из пятерки. Этот приём тоже не характерен для прямолинейных боевиков, поскольку требует от читателя большей концентрации не на событийной канве, а на внутреннем мире героев. А они каждый по-своему реагируют не только на опасности Зоны, но и на поступки и поведение остальных участников «команды».
В конце концов, именно это приключение становится для каждого из них точкой отсчета новой жизни. Но вовсе не потому, что получили они какие-то сверхспособности или магические артефакты, а потому, что пережитое заставило их и на обычную жизнь взглянуть по-другому, и уже, как следствие этого, поменять род занятий…
Другим достоинством романа является отчасти непредсказуемое завершение истории с тем самым Монолитом – героям приходится отбросить установки, «данные партией и правительством», и решать – а стоит ли передавать его, если да — то кому, и к чему это вообще может привести.
Одд Локи