Блерб на обложке сравнивает эту книгу с «Князем света» Желязны и «Американскими богами» Геймана. Сравнение, на мой взгляд, не самое удачное и даже в чем-то опасное, потому что общего между двумя названными романами и дебютным произведением Макса Глэдстоуна не так уж много. Просто во всех трех произведениях действуют боги и герои, приближенные к ним по силам, но при этом «Three Parts Dead» — городская фэнтези с легким намеком на стимпанк, а не НФ под маской фэнтези; к тому же мир, в котором разворачиваются события, совсем не похож на наш. Зато Макс Глэдстоун сумел придумать своеобразную магическую систему, которая служит приятным дополнением к динамичному сюжету. За это лично я прощаю ему некоторую схематичность персонажей.
Но давайте по порядку.
Мы знакомимся с Тарой Абернати, главной героиней это истории, в тот момент, когда её вышвыривают из Скрытой школы, где она несколько лет обучалась Мастерству (Craft) — магии, позволяющей манипулировать энергией, которая пронизывает весь мир, накапливаясь как в живых существах (в виде так называемого «вещества души» — «soulstuff»), так и в звёздном свете, необходимом каждому Мастеру для подпитки своих внутренних резервов. По причинам, которые нам станут ясны позднее, Тару выбрасывают из парящей в небесах школы в месте, именуемом Мировой Разлом, и само это название подсказывает, что выжить там весьма непросто. Однако Тара выживает, в полной мере проявляя свойственное ей упрямство, и возвращается домой... но чем может заняться в маленьком и тихом провинциальном городке Мастерица с беспокойной душой, вживленным в тело астральным ножом и визитной карточкой известнейшей некромантической конторы «Келетрес, Альбрехт и Ао» в кармане? Приключения и проблемы не заставят себя ждать, и в итоге Тара вновь покинет родной город, отправившись в компании могущественной Элейн Кевариан из «Келетрес, Альбрехт и Ао» оживлять бога огня, Коса Неугасимого, который умер, потому что взял на себя обязательства, совокупный объем которых превосходил имевшийся запас энергии души.
Да, вы правильно догадались — один из основных мотивов «Three Parts Dead» гораздо чаще встречается в детективах и судебных триллерах, чем в фэнтези. История Тары Абернати — история молодой, умной и своенравной девушки, которой по стечению обстоятельств предоставили испытательный срок в престижной адвокатской конторе. Разумеется, ей поручили дело, с которым неопытный сотрудник в принципе не может справиться (а с юридической точки зрения то, чем занимаются Тара и Элейн Кевариан, весьма напоминает процедуру банкротства). Конечно же, деятельность Тары окажется совершенно фатальной для планов Главного Злодея. Если бы речь шла о другом произведении, вряд ли такой расклад смог бы кого-то заинтересовать, даже с учетом детективной составляющей. Однако «Three Parts Dead» — фэнтези, поэтому все перечисленные элементы воспринимаются оригинально. Даже странно, как автор сумел увязать в достаточно стройную картину:
— выступающее в качестве денег «вещество души»
— техномагический, почти стимпанковый антураж
— магию, основанную на том самом «веществе души», а также на свете луны, звезд и молний
— клириков-механиков
— юристов-некромантов
— эпическую войну богов и героев, случившуюся за сорок лет до описываемых событий
— вампиров и личей
— горгулий
— коллективный разум по имени «Справедливость»
— что-то вроде виртуальной реальности
— очень необычный суд
— и ещё много всего...
Кое-что из списка требует пояснений.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Виртуальная реальность», в которую Тара вместе с другим персонажем, церковным техником Абеляром, попадает при помощи магического ритуала, представляет собой наглядное отображение огромнейшего архива Церкви Коса Неугасимого в виде самого бога, опутанного сетями контрактов, высасывающих энергию его души. Странные раны, которые герои обнаруживают на теле божественного покойника, обозначают скрытые сделки, в результате которых Кос оказался в прямом и переносном смысле слова обескровлен.
Справедливость (Justice) — магический конструкт, собранный из остатков божественной силы другой умершей богини, Зеленоглазой Серил, и занимающийся охраной правопорядка в городе, покровителем которого является Кос Неугасимый. Справедливость действует через горожан, которые становятся её частью, надевая магические Чёрные костюмы. Чёрный костюм лишает человека индивидуальности, но делает его очень сильным, быстрым и почти неуязвимым. У Костюмов, однако, имеется изъян, о котором предпочитают не говорить вслух — служение Справедливости может вызвать зависимость, схожую с наркотической. Именно от такой зависимости страдает ещё одна героиня этой истории, Кэтрин Элль.
Ну а про вампиров, горгулий, Войну богов и Бессмертных королей лучше всё-таки прочитайте сами...
Если говорить о недочётах книги, то есть одна деталь, на которую автор так часто обращает внимание читателя, что разгадать её истинную сущность задолго до финала не составляет труда. По понятным причинам я не буду её называть. Главный злодей кажется гротескным, но даже не знаю, можно ли это считать недостатком, потому что в общую безумную атмосферу он вписывается вполне органично. И, если уж придираться, то следует заметить, что не все способности Тары легко объяснимы с точки зрения описанной в книге «магии души».
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Резюме: увлекательный и красивый фэнтези-роман, в котором есть как привычные жанровые клише, так и интересные выдумки автора. «Three Parts Dead» вполне способен удивить читателя необычностью авторского мира, красивой магией, запутанной интригой. Сюжет развивается динамично, без малейшего намека на провисание. Безусловно рекомендую! А сама буду следить за автором и, скорее всего, до выхода его новой книги успею раз-другой перечитать «Three Parts Dead».
Оценка: 10 (С учетом отмеченных выше недостатков можно было бы поставить 9, но... это юридическая фэнтези! Простите мне маленькую слабость.)
Интересный факт, точнее интересная цитата из совсем другого источника:
To fear love is to fear life, and those who fear life are already three parts dead.
Bertrand Russell, Marriage and Morals (1929)
Несколько интересных ссылок:
http://www.strangehorizons.com/reviews/2012/11/thre...
http://www.tor.com/blogs/2012/10/max-gladstone-brin...