Crime Factory Publications, 2012
Австралия находится вдалеке от других континентов, но ее географическое положение не умаляет того факта, что в Австралии тоже пишут хорошую литературу. Труженики Crime Factory составили уже вторую по счету антологию, на этот раз – чисто австралийскую. Рассказы для сборника написаны писателями, живущими или жившими в Австралии. Среди авторов есть и маститые, опубликовавшие несколько десятков романов, и начинающие, опубликовавшие менее десятка рассказов.
Среди безусловных плюсов сборника – правильная расстановка рассказов (спасибо редакторам). «Hard Labour» начинается сильными рассказами и ими же заканчивается. Все, что посередине, — переменного качества. Два первых рассказа здесь за авторством Гарри Дишера и Ли Редхед, которые известны за пределами родного континента. Дишер представлен блестяще выстроенным «Wyatt’s Art», рассказом из серии о профессиональном грабителе Уайатте. Чтобы получить удовольствие от рассказа, совсем не обязательно знать, что происходило в романах о Уайатте. «Grassed» Ли Редхед куда эмоциональнее и более «австралийский». Наркотики, свободная любовь, коммуны – все это есть на зеленом континенте, с поправкой на местный колорит. «Killing Peacocks» Анджелы Сэвэдж – неонуаровая история о семейном насилии, с хмурым финалом.
После бодрого начала идут рассказы, неплохо написанные, но лишенные чего-то, что бы выделило их от десятков других подобных криминальных историй.
Среди имен, мне мало или вовсе не знакомых, стоит отметить Дэвида Уиша-Уилсона с его «In Savage Freedom», мрачной историей об отце, освободившимся из тюрьмы и желающим спасти своего сына от криминального мира, и Эндрю Нетте, с «Chasing Atlantis», рассказом, который лучше всего раскрывает специфику австралийского преступления. Культ конца света, насильники малолетних, поля, засаженные марихуаной, жулик, специализирующийся на ограблении культов, – рассказ заслуживает премии «самый австралийский».
Завершают сборник два произведения мэтров – Эдриана Маккинти («The Dutch Book») и Питера Корриса («Prodigal Son»). Действие «The Dutch Book» происходит в Бостоне, но главный герой – австралиец. Рассказ о том, что жизнь вообще опасная игра, и кому об этом не знать, как гэмблеру. «Prodigal Son», рассказ о частном сыщике, интересен тем, как Коррис делает своего сыщика Клиффа Харди не рыцарем злых улиц, застывшем в 40-х, но современным детективом, использующим современную технику. Хотя в плане морали Харди остается старомодным.
После тяжелой смены эта антология самое то, чтобы отдохнуть и узнать о темной стороне Австралии.