Пять лет назад, в 2007 году, на свет вышла игра, если и не затмившая многих предшественников, то определенно вошедшая в историю, как одна из самых популярных. Успех «Mass Effect» обусловило то, что игра представляла собой удачное сочетание самых разных составляющих. Элементы RPG и динамичного шутера неплохо сочетались с исследованием планет, выполнением мелких квестов и, главное, отлично прописанной системой диалогов и гигантской, эпической вселенной, включающей в себя множество планет, колоний и станций. Подробнее об игре можно прочесть в многочисленных рецензиях (смотри [24]—[27]), а мы перейдем ко вселенной Mass Effect.
Над ее сюжетной и антуражной составляющими работал канадский писатель Дрю Карпишин, который поступил довольно просто, соединив множество элементов, взятых из других фильмов, книг, сериалов. Цитадель, гигантская космическая станция, ретрансляторы, мотив Протеанцев, исчезнувшей могущественной расы, и тому подобное. Добавив сюда яркие расы, получаем вкусный коктейль для любителей эпичной космической фантастики. Немудрено, что вскоре появился межавторский цикл по вселенной Mass Effect.
«Открытие», являясь стартовым произведением серии, рассчитана не только на фанатов игры, но и на обычных любителей космической фантастики. Поэтому с первых страниц читателя постепенно знакомят со вселенной Mass Effect, объясняя основные понятия, плавно вводя в курс дел и расстановки сил на карте вселенной.
Хронологически роман описывает предисторию первой части игры, рассказывая о небезызвестном спектре Сарене, а также лейтенанте Андерсоне и Кали Сандерс, дочери легендарного адмирала Гриссома. По случайному стечению обстоятельств они оказались вовлечены в расследование причин гибели научно-исследовательской базы Альянса. В итоге, это нападение и последующие события затронули интересы многих сил, включая Совет, криминальные структуры и Альянс. Как я уже отметил, книга является вводной, как в цикл, так и в вселенную, поэтому каждый момент или нюанс сопровождается подробными объяснениями, а порой и пространными отступлениями. Из-за этого в первой половине книги сюжет развивается довольно неторопливо, несмотря на несколько динамичных эпизодов, и полноценно разгоняется лишь достигнув середины.
Тут-то в гонке за секретами, в полной мере проявляются удачные сочетания сюжетных нитей, живые характеры персонажей. Конечно, особенно хорош Сарен, прагматичный и безжалостный Спектр, неутомимо охотящийся за разгадкой нападения. Яркими оказались и некоторые второстепенные персонажи, а обилие экшена, точно отражающего механику игры, вполне искупает первоначальную медленность.
Итог: добротный роман, сочетающий вводную информацию с элементами детектива и боевика.
Моя оценка: 8
В отличии от предыдущей книги действие «Восхождения» разворачивается в совершенно других местах, прежде едва освещенных в игре. По крайней мере, остававшихся таковыми до выхода второй и третьей частей игры. Академия имени Гриссома — громадная космическая станция, где обучаются одаренные дети и том числе обладающие биотическими способностями. Омега, станция, где правит бал беззаконие и преступность. И кворианская флотилия, Странствующий Флот, последнее пристанище несчастной расы, лишившейся всех планет из-за восстания роботов — гетов.
Все это пронизано нитями интриг незаконной организации Цербер, стремящейся возвысить человечество над другими расами. Из героев первой книги мы встретимся только с Кали, работающей в Академии. Всех остальных мы встретим впервые. Нити интриг сплетаются вокруг Джилл, необычайно способной девочки-биотика. Один из основных и, на мой взгляд, едва ли не самый интересный и сложный персонаж, Пол Грейсон, отец Джил и агент Цербера. У него уйма скелетов в шкафу, вредных привычек и слабостей, но тем не менее он вызывает большую симпатию, чем идеалистичные служаки Альянса. В целом, «Восхождение» в отличии от «Открытия» не перегружено информацией, а неожиданные повороты сюжета не дают расслабиться ни на миг.
Итог: роман с яркими героями, удачно сочетающий экшен с шпионажем.
Моя оценка: 8
Вторая книга цикла «Mass Effect» ошарашила читателей серьезным изменением списка действующих лиц. Да и места, где происходили события, имели не такое уж большое отношение к сюжету первых частей игры. Надо отметить, что третью часть я читал не в издательском, но в весьма качественном переводе, который вероятно будет иметь некоторые отличия от официального.
Итак, Призрак и его любимое детище — зловещая организация Цербер вновь выходят на сцену. Также никуда не делись и Кали, Андерсон, Грейсон.
Особо быстрой смены декораций не происходит, зато большое внимание уделяется деталям и подробностям жизни на станциях и боёв. Порой начинает казаться, что это просто очередная миссия в новом Масс Эффекте, что это ты бредешь по коридору с винтовкой в руках. Если вы хоть немного играли в любую часть «Mass Effect», то книга не оставит вас равнодушным. И хотя погружение происходит не сразу, скучать все равно не придется.
Итог: средний боевик, выезжающий за счет удачной стилизации под популярную игру.
Моя оценка: 8
Несмотря на то, что раньше я уже слышал про Дитца отнюдь не лестные отзывы, касательно его книг, относящихся к игровым мирам, и даже сам натыкался на подобные провалы, мне хотелось надеяться, что на этот раз все будет иначе. Увы, чуда не произошло. Сразу же после выхода книги зарубежом фанаты пришли в ярость, обнаружив множество ошибок и неточностей. Дитц умудрился насовершать их достаточно, чтобы произведение даже не начали читать. Не знаю, какой вариант переводился любителями, но, думаю, что хуже они точно не сделали.
В четвертой части цикла автор собрал всех героев вместе, боевиков Цербера, биотиков, Кали и Андерсона, пиратов. Начало получилось средненьким, но отнюдь не ужасным, хотя топтания сюжета на месте малость раздражали. Все пошло в разнос ближе к концу, хотя и до этого герои порой совершали странные или непонятные поступки. Такое ощущение, что в финале Дитц попросту растерялся и, не зная, что делать, решил, не долго думая, убрать лишние фигуры с доски, чтобы не тратить на них силы. Но даже это получилось у него из рук вон плохо, словно в дешевом вестерне. Никакой связной морали или идеи, хотя и предыдущие книги были не особо на них богаты. Обидно до слез, сколько Дитц при этом загубил отличных моментов и сюжетных линий, сведя все к банальной, беспорядочной беготне.
Итог: главный обман — сама книга, полная недочетов и нестыковок.
Моя оценка: 6