Нашел в интернете фильм «Битва за «Салют». Космический детектив», про нелегкую судьбу станции Салют-7.
Собственно, о этой станции можно рассказывать очень много. Памятна она многим, но в основном двумя вещами. Первое — это ремонт станции на орбите, когда она вышла из строя. Про эту экспедиции Виктор Савиных написал книгу «Записки с мертвой станции». Второе это уникальный перелет пилотируемого корабля «Союз Т-15» по маршруту “Мир”-“Салют 7”-“Мир”. (Когда наши предложили перевезти часть оборудования с «Мира» на МКС американцы проволокитили эту идею). В фильме рассказано про первую.
Начал смотреть и мне приплохело, ибо такого количества маразма на секунду хронометража я не видел со времен «фильма» «Космос как послушание». Фильм наполнен глупостями, несуразностями и откровенной ложью.
Но давайте по порядку.
Станция названа военной. На самом деле, по программе «Салют» запускались и ДОСы «Салют» и военные станции «Алмаз». Но «Алмазы» носили обозначения Салют-2, -3 и -5, а также Космос-1870 и Алмаз-1. Прочие станции были «гражданско-научными», если употребить такое понятие. Оно не очень корректно, но объясняет суть.
Утверждается, что станция пролетала к моменту аварии 8 лет и сменила 10 экипажей. На самом деле Салют-7 был запущен 19 апреля 1982 года, т е к моменту аварии он налетал чуть меньше трех лет, и побывало там 7 экипажей. Экипаж Савиных и Джанибекова был восьмым. Названные же цифры относятся ко всему периоду эксплуатации. На станции побывали 10 экспедиций, как долговременных, так и посетительских. Всего станция просуществовала 8 лет и 293 дня.
Базовая идиотская идея фильма про захват станции шаттлом. Запустить шаттл «Челленджер» к станции и снять ее с орбиты — нереально. Ибо, во-первых, стапель в грузовом отсеке шаттла не рассчитан на размеры Салюта. Во-вторых, в шаттле лежала лаборатория SpaceLab, она не отделяется в автономный полет, а бросать ее в космосе по принципу «нехай летает, потом заберем» никто бы не стал. В-третьих, на станции оставалось топливо, и было бы очень печально, если бы от какого-либо замыкания или тряски двигатели запустились в грузовом отсеке. Это только основное, на прочем не будем заостряться.
Сказано, что планировалось запустить к нему срочно подготовленный «Буран». Ни у кого и мысли не могло возникнуть на тему запуска к станции «Бурана». Он еще не был готов, он не был испытан. Испытывался только атмосферный вариант. РН «Энергия» тоже была в стадии доводки. Такая идея даже не рассматривалась, по крайне мере инженерами.
А теперь перейдем к самой вкусной части — подтасовкам и лжи.
Сразу хочу заметить, что я с гигантским уважением отношусь к советской космонавтике, но как говорится Платон мне друг, но истина дороже.
Заявлено, что стыковка пилотируемого корабля с неориентированным объектом была уникальна. На самом деле подобные операции осуществлялись в программе «Джемини», которая была родоначальником программы «Аполлон». Корабли стыковались с беспилотной мишенью «Аджена». Там также было проведено множество уникальных операций, в том числе и эксперимент по созданию искусственной тяжести путем раскрутки вокруг центра масс.
И глвная жемчужина фильма — заявление, что подобных операций по ремонту нигде и никогда не было, а в NASA были уверены, что станцию не спасти, ибо у них погибла станция «Скайлэб». Это не так. При запуске станции «Скайлэб» с нее сорвало изрядную часть термоизоляции и одну из солнечных батарей. Вторая батарея не раскрылась, ее заклинило куском термозащитного экрана. Астронавты экспедиции SL-2 с диким трудом состыковались, вышли в открытый космос, заменили термоизоляцию и раскрыли вручную батарею. Опять же станция не погибла при аварии, она была штатно сведена с орбиты. Безусловно, операция на «Салюте» была труднее и сложнее, нежели на «Скайлэбе», но не стоит врать ради нагнетания пафоса. Пафос, кстати, космонавтику губит, что у нас, что в Америке.
Собственно про сам ремонт в фильме мало, где-то пятая часть, если не шестая. Но зато там воткнули и Рейгана, и Черненко, и третью мировую. Фильм вообще пропитан политикой. Он мне напомнил другой фильм, о полете «Аполлона-11», в котором диктор с полным презрительного трагизма голосом рассказывал, что астронавты оставили на луне мешок с мусором.
По поводу озвучки, режиссуры и т.д. Я не знаю, где откопали эту смесь Радзинского и Володарского, которая явно проходило кастинг на НТВ, но бесить он начал уже через пять минут. К тому же, это порождение мозговых слизней стало победителем в номинации «Война и мир» Международного фестиваля детективных фильмов «ДетективФЕСТ» («Закон и общество») который проходил в Москве с 25 по 29 апреля 2012 года.
Очевидно, что до полного падения остался один шаг. Когда в студии Роскосмоса выйдет антиаполлоновский фильм — это будет последний гвоздем в крышку гроба.