Donald Westlake
Killing Time
Тим Смит – частный детектив, работающий в маленьком городке Уинстон. Более того, Смит – единственный частный детектив в этом городе. В начале романе он сидит в баре, пьет кофе, никого не трогает, когда в бар входит некий мужчина и пытается застрелить Смита. Частный сыщик обезоруживает нападавшего, вызывает копов, и полицейские уже собираются везти неизвестного в участок, но кто-то из винтовки издалека убивает неудачливого нападавшего.
Убитым оказывается хитмен из Нью-Йорка, и Смит делает выводы, что кто-то сильно хотел убрать его. В этом нет ничего удивительного: Смит работает на администрацию, знает обо всем, что творится в городе, имеет на всех досье с каким-нибудь компроматом и хранит эти файлы в сейфе в офисе с сигнализацией. За годы работы в Уинстоне Смит насобирал немало грязи на продажных политиков и жадных бизнесменов, гнилых копов и дающих взятки граждан, но и сам Смит оброс грязью.
В город приезжает группа реформаторов, очищающая городки штата от коррупции во власти, и Смит быстро связывает покушение на его жизнь с появлением в городе новой политической силы. Покушения на Смита продолжатся, и он уже не уверен, кому можно доверять, но он точно знает, что должен найти мерзавца, пока тот не убил единственную частную ищейку Уинстона.
«Killing Time» — второй роман Уэстлейка, и принято считать, что это своеобразный оммаж роману «Red Harvest» Хэмметта. Оба они действительно написаны в стиле «крутого» детектива, и в обоих историю от первого лица рассказывает нечистый на руку частный сыщик. Отличия между ними, конечно, есть, это не ремейк, не переписывание классики. В романе Хэмметта (написанном сорока годами ранее) безымянный оперативник был чужаком в том городке, куда его послало детективное агентство. У Уэстлейка Смит знает в Уинстоне каждую собаку, и каждая собака знает его. В то же время Смит – не совсем частный сыщик, в классическом понимании. Его не нанимают клиенты, он на зарплате у администрации, он такой фиксер, решающий проблемы. В то время как толстый хэмметтовский детектив работал на детективное агентство, и мы не раз видели, как его нанимали и как он брался за дела клиентов.
У Уэстлейка, как всегда, по ходу сюжета будет несколько неожиданных поворотов, но по части расследования «Killing Time» уступает и «The Cutie», и двум последующим романам писателя (не говоря уже о Хэмметте). Куда больше Уэстлейк преуспел, создав главного героя, который сам не понимает, насколько он пал, думая о себе, как о честном и безупречном человеке, живущем в неидеальном мире.
Финал здесь убийственный, а от самой книги веет безысходностью. Чертовски хорошо.