А вот и отзывы от Ольги Онойко:
цитата
На всякий случай: я читала только рассказы, избегая заглядывать как на форум Фантлаба, так и в комментарии к рассказам на самом сайте.
Я старалась быть объективной, но всё же нижеизложенное — только моё личное мнение. Прошу прощения, если кому-то сказанное покажется обидным.
Дар напрасный, дар случайный
Жил колдун и помер. Да и хрен с ним.
Цветастый, ритмизованный язык рассказа очень обаятелен – несмотря даже на рассогласование времён, которое порой тут встречается. Но, к сожалению, выбирая интонацию, автор перешёл грань между доверительностью и умильностью. Особой реалистичности в описании тюрьмы и зоны нет, а игры с блатной лексикой в сочетании с умильным тоном... скажем так, не то что бы удачное решение.
Но это не главное. Вот вопрос — а история-то про что? Про то, что у главного героя душа была тонкая и возвышенная? Да не была она таковой. И магического дара у героя не было. И вообще никакого не было. Обокрал кого-то, вероятно; попался, сел, вышел — снова обокрал... Так что ударная фраза в конце рассказа — она ведь не про героя рассказа. Она так просто приклеена, исключительно за ударность.
И вот это, пожалуй, главный недостаток текста.
Дом железного лосося
Почти же история, что с рассказом «Дар напрасный, дар случайный»: многоцветная причудливая картина, ритмизованный язык, завораживающая стилизация. Но за яркими образами теряется смысл. Про что рассказ? Про вечное самовоспроизводство зла? Тогда всё, что за пределами личной истории Кертту — только антураж. И этого антуража слишком много. Экзотические легенды вставлены в рассказ просто так, для красоты. Рисунка не видно под золотым шитьём.
Остаются вопросы.
Стилизуясь под образный ряд Калевалы, стоило бы аккуратнее относиться к названиям и именам; почему Сампо — Лосось? Название рассказа – отсылка к роману «Дочь железного дракона» или нет? Если да, то где другие связи?
Мир кажется недостаточно выстроенным. Антураж в целом околопервобытный, поэтому искусственная матка Кертту из него выбивается. Железные трубки, стеклянный шар – это уже стимпанк какой-то.
Из «Записок о великих и малых»
Вопрос: а что пили во время засухи кулямы, отчего выжили?
Стилизация в тексте выдержана не до конца, есть неловкие обороты и лишние слова. Зато идея обрисована ясно, и финал у рассказа сделан отлично. Но, как и в «Доме железного лосося», антураж забивает собственно сюжет. Если рассказ посвящён истории Лан Гошона, зачем столько вставок? Напрашивается ответ: чтобы лишний раз проиллюстрировать тему конкурса, как-никак, положено её раскрыть... Ну, вот какой-то раз действительно оказался лишним.
Лето пришло
Вопросов нет, рассказ цельный и завершённый. Но автор пошёл на колоссальный риск, выбрав настолько избитый и истоптанный антураж. Маньяк, месть мертвецов и пространство между жизнью и смертью, в которое есть доступ «юродивому»... Увы, сделать из этого что-то по-настоящему оригинальное не получилось.
Обитель сознания
Просто до примитивности, и это баг, а не фича. С большим удивлением обнаружила, что главный герой рассказа – таки не землянин. Ну хоть это можно было бы как-то обыграть?
В тексте много нелепостей, но их и перечислять не хочется.
Пешечное мясо
Так и не удалось понять, о чём это. Тема конкурса не раскрыта. Альтернативной идеи нет. Цель была – просто поиграть с идеей живых шахматных фигур?
Свет исходящий
Один из моих фаворитов на конкурсе.
Идея «силы слова» отнюдь не нова, даже и рядом, в финале конкурса есть рассказы, использующие ту же идею. И всё же здесь метафора «овеществляется» не просто реалистично, но и, как бы это сказать... Есть куча реальных живых людей, действительно считающих, что хвалить и говорить добрые слова нельзя – сглазишь, прогонишь удачу.
Спасибо автору за меткость и за отличный рассказ.
Семейка Доу
Хорошо написано, логично выстроено. Но уж очень вторично.
Сова-Говорунья
Ещё один мой фаворит. Мне бы хотелось, чтобы автор развил текст – может быть, в повесть, может, в роман. Сама Сова, её сказки, её загадочная способность заряжаться и разряжаться – у образа слишком большой потенциал, чтобы ограничиться рамками рассказа. Замысел автора абсолютно понятен: разменять механизм, пускай сколь угодно чудесный, на живого человека – Соньку. Но уж очень сильным удался образ Совы. Не тянет бедная Сонька на равноценную замену. А рассказ из-за этого кажется незаконченным.
Отдельно хочется преподнести автору букет за «Жили-были дед да баба, и было у них ядерное оружие». И за бармалеев. Это же надо ТАК решить унылую и банальную тему постапока.
Солнце на проводе
Поразительный рассказ. Невероятно, невыносимо мрачный и жуткий, куда более мрачный и жуткий, чем «Лето пришло» с его зомби и маньяками. В «Лете»-то тема подана в лоб, и потому не пугает – ну что мы, кино про маньяков не смотрели? А здесь автор создаёт солнечную, светлую, беззаботную атмосферу, общее позитивное настроение. Рассказ демонстративно нестрашный – и поэтому очень страшно становится, когда его понимаешь.
Рассказ напоминает пелевинские «Шлем ужаса» и «Фокус-группу», но вторичным его язык не повернётся назвать. У автора собственное лицо.
Стратег
Действие текста происходит в компьютерной игре либо в фантазии автора, но автор не может или не хочет этот факт обыграть. Оттого подчёркнутая нереалистичность рассказа производит отталкивающее впечатление.
Я сожгу этот мир в пламени моей ненависти
Идея рассказа даже не вторичная – третичная, а то и четвертичная. Но до того уж рассказ хорошо выстроен и написан, до того он добрый и весёлый, до того полон оптимизма, что отсутствие оригинальности совсем не хочется засчитывать за недостаток. Спасибо автору, заставил улыбнуться :)