А вот и отзывы от Марии Галиной подоспели, налетай:
цитата
Примечания: для чистоты эксперимента я перед тем, как прочесть и расставить оценки, не читала обсуждение по группам, отзывы критиков и не пробивала по поиску фамилии или даже ники авторов рассказов. К тому же у меня очень своевременно слетел инет. После того, как все сделаю, обязательно посмотрю обсуждение на страничке конкурса на Фантлабе и отзывы «злых критиков», чтобы проверить, с кем и что у меня совпало – или не совпало. Но непредвзятое мнение менять не буду. Судя по результатам, полагаю, что конкурсы Фантлаба хорошие, устройство их, хотя и чуть-чуть переусложненное, тоже хорошее, и вообще дело замечательное, а организаторам спасибо, и авторам тоже.Если я кому-то поставила оценку более низкую, чем они того (как они сами полагают) заслужили, а кому-то более высокую, чем (как полагают другие авторы) они заслуживают, то напоминаю, что это мое частное личное мнение и личные вкусы, с другими членами жюри они могут и не совпадать.
Дом железного лосося
Хороший рассказ, я бы поставила ему -//-. Не сентиментальный, что встречается не так часто. Есть некая художественная задача, которая в ходе рассказа успешно решается – это хорошо. Хотя почти все держится на недосказанности и недопрописанности мира, если его начать прописывать, все же появятся кое-какие несоответствия. «И это… надень ее, чтоб перед людьми не стыдно». – все-таки «одень ее». Или я не поняла чего-то?
Лето пришло
Рассказ неплохой, но почему-то с самого начала уже примерно понятно, что будет какая-то большая засада и что лето «на самом деле ему приснилось», а все очень плохо и он сейчас в эту реальность выпадет. Возможно, это сделано специально, какие-то вешки автор расставил, но как бы отменяет неожиданность. К тому же автор «пережимает» со страшилками, излишне прописывает и живописует, а это вредит воображению. И еще немножко лишние здесь иностранные имена-клички – они с самого начала мешают создать непротиворечивую картину происходящего, но не так, как этого хочет автор, а, скорее, против его намерений. В порядке бреда можно было кого-то Кузнечиком назвать, или Будкой. Ну, и конечно, тут есть немножко от «Американских Богов», с их безумным богом-лепреконом и городком, который отказывался верить в то, что дети убиты… и тревогу все-таки подняли бы, если мальчики пропали, а один вернулся сумасшедшим. -//-
Пешечное мясо
Все бы хорошо, но рассказов на тему одушевленных шахматных и иже с ними фигур, которые воюют, не желая того, довольно много – хотя бы «Бесконечная игра» Пола Андерсона. И изначальная идея – она на самом деле довольно скудна по определению — как бы толкает авторов на одинаковые сюжетные ходы (их число как в шахматной партии здесь ограничено). Потому -//-. Песня Высоцкого тут, по-моему лишняя (откуда фигурам, выполненным Иоганном Майером знать нашего Высоцкого).. Какую-то им другую боевую песню хорошо бы придумать…
Семейка Доу
«… За долгие годы исследований глубокого космоса разведка так и не обнаружила развитой инопланетной жизни. Всё чаще исследователям встречаются непригодные для жизни миры, замороженные или раскалённые пустыни, бесполезные газовые гиганты или протопланеты, чья атмосфера отравлена ядовитыми газами тысяч действующих вулканов...» — очень много ненужного в начале рассказа, такая подача материала путем внутреннего монолога героини, которая объясняет самой себе давно очевидные для нее самой, но неизвестные читателю вещи, даже и для романной формы кажется громоздкой и устаревшей. Потому есть некая фальшь в интонации повествования – например — «Что забыла военщина в подобном захолустье, в этом медвежьем уголке галактики?» — звучит немножко пародийно.
«В иные ночи мне чудится, что вся эта армия согнана сюда ради нас. Ради семейки Доу, к которой я принадлежу. Возможно, что солдаты охраняют Космополию не от мифических пришельцев, а от меня и моих «родственников». – Ничего себе, как по анекдоту – «опять эта проклятая неуверенность!», учитывая, что некоторые блоки охраняют круглосуточно, а солдат марширует у нее под окном.
Сама по себе идея рассказа – хорошая, но ее исполнение довольно лобовое. Все перемещения героини нужны только для того, чтобы хоть как-то двигать сюжет, после чего ей подкидывают полное объяснение происходящего (я догадалась, но только за пару страниц до героини .
Да, и еще – если английский – мертвый язык, откуда «Джон Доу» (англоязычный юридический термин) и английские имена? -//- – один балл накинут за самую-самую концовку, она жесткая и неожиданная.
Солнце на проводе
Это, что называется, настроенческий рассказ – кроме автора никто не знает заданных условий, подозреваю, что и сам автор их не знает. Иначе можно назвать его – рассказ-метафора, и по своей идее он в общем и неплох, если бы мы чуть больше узнали о возможностях и внутреннем мире этих людей, кроме голой схемы (метафора в чистом виде – всегда схема). «Ни черта» пишется раздельно. Конец рассказа относительно оптимистичный, хотя что произошло в результате «испытания» с героиней не очень понятно, откуда она взялась в этом искусственном мире и что с ней делают, тоже. Я предположила, что так изолируют людей, способных творить свои собственные миры, и потому опасны, однако эта догадка не подтвердилась. Почему героиня ничего о себе не помнит – не ясно ( в Доу хотя бы есть тому объяснение). Что с ней случилось во время испытания — тоже. -//-. Не знаю, кто автор, но по-моему все-таки женщина… Хм…
Я сожгу этот мир в пламени моей ненависти
Это, конечно, до какой-то степени Good Omens, но первый раз за все время (пока что, я читаю в порядке поименования) мне попался легкий и ненатужный рассказ, читать который было одно удовольствие от начала до конца. Да и к тому же добрый. И не инфантильный. И профессионально сработанный. Спасибо автору. -//- (минус один за Good Omens). Надеюсь, автору было так же легко и приятно его писать, как мне читать. Отвечает ли он, заданной изначально теме конкурса, не знаю, под хороший текст можно любую тему подогнать.
Дар напрасный, дар случайный
Рассказ, что приятно, демонстрирующий, что на нашем неусловном, не космически-абстрактном, а вполне земном и грубом материале можно работать. Но по-моему не очень внятная концовка, словно автор сам устал от текста, и то ли не захотел прописывать задуманное, то ли додумывать прописанное. То ли я недопоняла… Ну и логики особой нет – почему всесильный Колдун просто не мог послать любого охранника на зоне сбегать за виски? Покуражиться хотел? Теоретически дар Летуна ему было бы выгодно приберечь для более тонких дел. Потому -//-..
Из «Записок о великих и малых»
Я сама всякие восточные стилизации люблю. Хотя автор не всегда выдерживает тон – например «чтобы восстановить статус кво» — для стилизации «под Китай» неловкий оборот. Как и далее: «Да и император Чинга проявлял повышенную заинтересованность в вопросе куменского престолонаследия, намереваясь посадить на оный любимого сына». – на вопрос престолонаследия посадить? Ключевая идея симпатичная, хотя кое-какие байки-вставные новеллы я, кажется, где-то читала.
-//- (-//- накинут за идею Страшной Мести, сама по себе не нова, но всегда приятна на вид).
Обитель сознания
Рассказ по-своему смешной и даже добрый. Хотя довольно простой по конструкции. Но за гуманизм – -//-, единственное, чего я не понимаю, это почему планета, на которую попал охотник, считалась охотничьим раем – сам он никого, кроме нейку, не встретил. Если индекс опасности имел в виду нейку, то это как-то должно было быть отражено в сводках. Охотник, не удосужившийся перед охотой узнать, на каких именно хищников он собирается охотиться – не охотник, а дурак. Автор это как-то ловко замылил…
И вряд ли прибывший был одним-единственным охотником – значит, какие-то слухи до остальных должны были доходить…
Свет исходящий
По стилистике и идейному наполнению немного похоже на Логинова, если бы тот захотел играть в эту игру. Жесткий рассказ, можно придраться к изначально несколько искусственно заданному сюжетному посылу, а можно и не придираться. -//-.
Сова-Говорунья
Постапокалиптика про удивительного мальчика. Не очень понятно, чего там с мальчиком, но вполне жестко и про альтер-эго мальчика хорошая придумка. Вообще постапокалиптика уже несколько подуставший жанр, но сделано хорошо. Потому -//-.
UPD. «Сова-говорунья» — рассказ сильный, но основной его недостаток — незамотивировано то, что «бармалеи» оставили в живых мальчика. Логичнее для них было бы просто выгнать его на улицу (если уж не захотели его убивать, что сомнительно), а не связывать и оставлять на ночь. Есть очень простой и удобный выход из этой коллизии — предположим, они совсем бармалеи и хотят пытать мальчика, чтобы тот сказал им, где он взял эти замечательные продукты. Сова-говорунья говорит — скажи, ты знаешь, где склад и завтра можешь им показать. Замечательный склад, там есть и то и то, но ты маленький, всего не унес. Тогда совершенно естественно, что они его связывают до утра, к тому же поступок девочки будет лучше замотивирован — если она не переметнется на его сторону, ей придется смотреть как пытают либо убивают ребенка.
Стратег
Ну вот, я нашла рассказ, которому в силу своих личных пристрастий могу поставить -//-. Что и делаю. Если «Свет исходящий» напоминает Логинова, то этот – чистый Олди.