Круглый стол «Хоррор: правда и мифы»
Сергей Крикун, Владислав Женевский, Дмитрий Тихонов, Александр Щёголев, Михаил Парфёнов и Мария Гинзбург собрались варить летательное снадобье из жира некрещёного ребенка. Нет, не так. Собрались печь пирог из зомби. Нет, тоже не то. Собрались расчленить Дракулу и вырезать заветную железу бессмертия… Всё не то!
На самом деле оперировать они будут друг дружку. И вас в том числе – будут удалять опухоли заблуждения, ошибочных мнений да изгонять лживых демонов массовой культуры. Но бояться нечего – резать будут словами.
Нет-нет, речь пойдёт не о мифах Ктулху, а о чём-то намного более грандиозном, страшном и всеобъемлющем – о хорроре. И правда, какой жанр фантастической литературы может тягаться с ним в неоднозначности? Ни на фэнтези, ни на сай-фай не смотрят с таким презрением. Почему? Зачем? Как?
В ходе операции мы попытаемся удалить все заблуждения и оголить истину, а участники круглого стола постараются ответить на ваши самые наболевшие вопросы. Нарушители спокойствия будут забрызганы томатным соком и с позором изгнаны в ад.
Доклад-показ «Хоррор в коротком метре» (А. Подольский)
Можно ли снять вменяемый фильм длиной в четыре минуты? Еще как можно! Пусть и гораздо сложнее наполнить смыслом сверхкороткую форму, нежели размазать идею по двухчасовому хронометражу. К этому специфическому жанру обращаются не только любители за три копейки срежиссировать шабаш друзей за гаражами, но и видные кинематографисты. Тёмная сторона искусства не осталась в стороне и здесь. Именно из короткометражек выросли такие культовые хоррор-франшизы, как «Зловещие мертвецы» и «Пила», в России ежегодно проходит конкурс любительских экранизаций произведений Стивена Кинга, а персонажи фильмов ужасов мелькают в рекламе и музыкальных клипах. На нашем показе видящий да узреет:
- неожиданные для хоррора персоналии в режиссёрском кресле;
- мрачную мультипликацию;
- экранизированные комиксы, претендующие на мутацию в полнометражный фильм;
- разнообразие «тёмного» кино: от жесткой социалки до чёрного юмора.
Доклад «Роберт Уильям Чамберс: Король в Жёлтом» (А. Миронова)
Роберт Уилльям Чамберс – писатель, интересный во многом своими странностями, как в жизни, так и в творчестве. С одной стороны, благодаря происхождению и образованию, а также художественному таланту и отличному вкусу он обладал всеми задатками, для того чтобы создавать вещи, которые остались бы в памяти людей на века. С другой, по причинам, о которых нам теперь остаётся только догадываться, он предпочёл жанр, который приносил прибыль в его время, но оказался малоинтересен будущим поколениям.
Тем не менее до сих пор самые разные авторы пытаются создать пьесу под названием «Король в Жёлтом» и на все лады воспевают таинственную Каркозу, возносящую свои башни под светом чёрных звезд. Так же, наравне с Амброзом Бирсом, Чамберс неизменно поминается как предшественник и вдохновитель самого Лавкрафта.
Тезисы доклада:
- Американский «аристократ», заигравшийся в богему: происхождение и ранние годы, время в Париже.
- Весь интерес в безумии: «Король в Жёлтом» и другие мистические и фантастические произведения автора.
- Чамберс-гений, Чамберс-шарлатан: критика современников.
- А была ли проблема? Возможные причины, побудившие Чамберса избрать жанр любовного романа. Вопреки ли вкусу и здравому смыслу?
- Шикарная жизнь: поместье, поздние годы, смерть.
- Последствия: отзвуки в творчестве современных англоязычных авторов.
- Чамберс в России: «Женщина в чёрном», «Жёлтый знак», проект «Жившие в Каркозе».
(Это мероприятие тоже должно было проходить на прошлой Ассамблее, но состоится только на нынешней.)
Сон разума рождает чудовищ. Веки сомкнутся – и:
- мы перетрём между пальцев давно истлевший прах, полюбуемся на картины, которые рисует пыль в лунном свете;
- прогуляемся по могилам, заглянем в склепы и попытаемся расшифровать странные жадеитовые орнаменты;
- нанесём визит в морг и взглянем на таинственные татуировки умерших, на призрачные отражения в лужах крови;
- произведём попытку телепатической связи с ныне живущими, настроим своё восприятие на волну их творческого потока…
Могут ли зловещие образы быть по-настоящему опасными? Кто управляет кистью, порождающей потусторонние пейзажи? Что это на самом деле – примитивная мазня из клыков-щупальцев-буркал или настоящее Искусство, настоящая Магия?
Но не будем темнить и скажем чуть проще: вы увидите много неприятных, пугающих, завораживающих картин, вышедших из-под кисти лучших художников всех времён. Они могут подарить вам парочку кошмаров, а могут и рассказать кое-что интересное о Существе-под-кроватью. И, что не менее любопытно, вы увидите человеческие лица за всеми этими кошмарами, а уж с ними не заскучаешь!