Есть разновидность историй/фильмов/игр, которая описывается простым правилом: «наши тогда проиграли, но был такой парень, который не сдался, и так он врагов косил, так косил....»
Практически любое современное общество — снимает фильм о своих прошлых поражениях, в которых блистает одинокий герой. Власть продажна — он неподкупен. Остальные трусливы и косоруки — он храбр и умел. Другие неудачники — героя удача хранит лучше любой танковой брони.
Контрольный пример: «Храброе сердце» — Шотландия.
Иногда бывает, что соответствующий миф складывается чуть ли не на поле боя — и даже тактические победы воспринимаются как знак свыше. Жанна дАрк — тот самый случай. Задним числом ей даже приписали определяющую роль в завершении Столетней войны. Иногда бывает, что из небытия вынимают героев прошлых эпох, чьи государства, народы или племена уже почти исчезли — «Апокалипто». Иногда поражение приходится маскировать юмором — помнится мне и французская почти комедия на тему поражения 1940-го — храбрый экипаж бронемашины доехал чуть не до Средиземного моря, отстреливая по пути оккупантов. Иногда герои берут откровенной брутальностью, как американские военнопленные, бегущие из вьетнамских лагерей.
Не счесть советских фильмов на тему лета 1941-го, и одинокие герои там тоже присутствуют.
Вот и корейцы дозрели до такого фильма. За основу взят именно «Апокалипто». Но поскольку действия происходит во время маньчжурского завоевания, то корейцы представлены людьми культурными, даже изнеженными, в гламурных полупрозрачных шляпах, а завоеватели — жесткими варварами.
Тихая (чуть не написал китайская провинция, но не будем забывать, что хоть все и очень похоже на Китай, но страна независимая. Независимая, повторяю) страна, где на первый взгляд все так благостно, что и жить да жить. Ну, есть небольшие исключения. Семья главного героя от набега лютого пострадала. Отец пал в бою, герой с сестрой спаслись, но витает вокруг их семью некий отзвук предательства (то ли он шапку украл, то ли у него шапку украли). Но прошли годы, сестру главного героя выдают замуж и даже вроде как по любви. Имеется у главного героя только лук верный да главная отрада — стрельба из него по сложным мишеням.
И тут начинается фантастика.
Еще до того, как маньчжурская конница подходит к городу, дрожит земля и от этой дрожи в чашках с водой правильные круги (см. «Парк Юрского периода» — хотя той конницы и на эскадрон не наберется). Маньчжуры практически в конном строю берут город — при том, что тревога поднята и воины уже на стенах. Как? А вот так — железные кошки на зубцы, заградительный огонь лучников, и группа захвата уже на стене, а вот она открывает ворота.
Дальше все предсказуемо: сестру главного героя (свадебная церемония закончена, но на дворе еще был день) порабощают с остальными — и уводят в направлении «черт знает куда, где живут маньчжуры». Сам герой во время свадьбы тренировался с луком в холмах, так что не успевает. Вот ему и надо, расстреливая по пути маньчжур, найти карту, освободить сестру, увести её от места боевых действий.
Что хорошо:
— природа, пейзажи, отчасти декорации. Некоторые моменты со стрельбой из лука — то, что делает фильм оригинальным;
— колоритно и фактурно показаны маньчжуры — очень скоро начинаешь узнавать лица. Кроме того, их хоть и выведены завоевателями, но не тупо-жестоко-отмороженными. Показана взаимовыручка. Их предводитель весьма яркая личность (впрочем тут ОЧЕНЬ много перекличек с «Апокалипто»);
— небезынтересны персонажи второго плана: жених сестры главного героя (тоже храбрый, но с меньшим запасом силы и удачливости — не прокачали его), а так же маньчжурский «королевич» — молодой человек подвергся разлагающему влиянию китайской культуры, потому не производит впечатления такого стойкого война, как его родственники;
— время от времени закадровым голосом даются исторические справки. Например «в плен было угнано 500 000 человек»;
— враждующие стороны очень легко различать по цвету оперения (красное и белое);
Что плохо:
— интенсивный налет гламура. Нет, я не требую, чтобы главный герой жил в грязи, и по сюжету он достаточно знатный человек. Но город вокруг — ну прям лакированная картинка, лубок;
— да, я знаю, что главного героя до самого финала нельзя убивать. Но все равно — его бессмертие несколько надоедает уже в середине фильма;
— не всегда это просто бессмертие. В некоторых сценах ощутимо воздействие фильмов 70-х, в том смысле, что герои по воздуху не летают, но стрелы явно стремятся нарушить законы физики;
— герои и злодеи произносят слишком длинные предсмертные монологи;
— тигр, который напал на маньчжур — был все-таки грубовато нарисован;
— перевод. Отдельная грусть. Маньчжурские короли — доколе
Итого: добротный боевик, местами хороший исторический фильм с претензией на эпичность. Если интересуетесь стрельбой из лука или историческими боевиками — смотреть в обязательном порядке. Но лучшим фильмам этого жанра — явно уступает.