цитата
6 июня в своем доме в пригороде Лос-Анжелеса скончался американский писатель-фантаст Рэй Брэдбери. Литератору был 91 год.«Не знаю работал ли он в последнее время, но еще год назад точно писал», — говорит харьковский фантаст Дмитрий Громов, участник литературного дуэта Генри Лайон Олди.
Чем для Вас является творчество Рея Брэдбери?
— Для меня Брэдбери является эталоном не только в научной фантастике, но и в литературе в целом. У Брэдбери кроме всем известных «Марсианских хроник», «451градус по Фаренгейту» есть вполне реалистичные, или с небольшой долей фантастики, рассказы и небольшие повести, которые стилистически написаны возможно даже сильнее, чем безусловно талантливые и местами гениальные его ранние книги. В последние годы он много писал современную психологическую прозу очень высокого уровня. Умел раскрыть тончайшие нюансы человеческого характера. Поэтому надеюсь, что сейчас найдется что-то невиданное, или мир увидит то, что выходило небольшими тиражами с последнего и читатель познакомится с еще одной гранью Брэдбери»
С какой планетой Солнечной системы можно сравнить величину Рея Брэдбери?
— Он — это загадочный Марс. Это планета после Земли больше всего интересует человечество. Рано или поздно какой-нибудь объект на Марсе, горную гряду или еще что-нибудь назовут именем Брэдбери и это будет вполне заслуженно.
Какое произведение Брэдбери для вам ближе?
— «Марсианские хроники», несмотря на то, что у него есть много лучших вещей, эта книга, как первая любовь. Я объективно понимаю, что у него есть более сильные книги, но для меня именно это было первым впечатлением, которое ничем не перешибить, никакой объективной реальностью. Из-за нее я начал читать Брэдбери, это было еще в школе, в 1970-е годы. Сейчас, перечитывая, впечатления уже другой, не хуже и не лучше, просто другое. Ясно, что для школьника это была экзотика, фантастика, Марс, приключения. Некий налет инфернальной печали был, но он был тогда не главным. Сейчас ты ловишь скорее ауру, настроение, чем сюжет. Ведь в его рассказах главным является именно настроение, которое они передают. И сейчас ты воспринимаешь и осознаешь всю глубину, которая была в них заложена.
Чему у Брэдбери можно поучиться современным писателям?
— Брэдбери почти никогда не летал самолетами, очень редко выезжал из своего городка, где он жил, но при этом в его голове, в его творчестве помещались огромные миры, бездны человеческой психологии, какая-то невероятная фантазия, жизненный опыт, который проявляется в следующих, более поздних его рассказах. Он не просто рассказывал историю, он передавал настроение, чувства, эмоции. Он ставил перед собой цель и использовал все возможные языковые средства. Я пытался его читать на английском, притом, что сам занимаюсь переводами. Брэдбери очень тяжело читать, у него чрезвычайно метафорическая, образная речь, поэтическая, очень много идиом, которые на прямую не переводятся. Брэдбери — это поэт от прозы. Из его биографии можно сделать вывод, что не обязательно объездить весь мир, иногда миры можно создавать в своей голове из собственного опыта и общения с людьми. А из его творчества можно поучиться тому, что надо любить то, что делаешь и тогда все получится. Главное не просто рассказать историю, а передать что-то сверх этого. Художественную литературу делает именно художественной то, что находится свыше рассказанной историей. Это у Брэдбери было во всех его произведениях.
Иван СТОЛЯРЧУК
Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Дмитрий Громов о Рее Брэдбери |
|
0
спасибо!
192
просмотры
Комментарии