Дюна


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Verveine» > "Дюна"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Дюна»

Статья написана 25 декабря 2008 г. 21:39

Давненько я тут не появлялась...

Решила немного расширить тему колонки — вот, обнаружила в недрах компа эссе о «Дюне», написанное некоторое время назад, и выкладываю здесь. Не пропадать же тексту. 8-) Ни на что серьезное эти заметки не претендуют — так, мысли вслух, местами излишне восторженные, местами довольно спорные...  

«A beginning is the time for taking the most delicate care that the balances are correct…»

Однажды в начале 90-х подруга моей мамы узнала, что я люблю фантастику, и пригласила меня к себе домой – выбрать несколько книг «на почитать». Её коллекция оказалась весьма впечатляющей, сделать выбор было трудно, но всё же моё внимание привлекла странная аляповатая обложка одной книги – ярко-желтая пустыня, ярко-синее небо и какое-то жуткое существо... «А-а, эту бери обязательно! – сказала хозяйка. – Хорошая вещь!»

Так и состоялось моё знакомство с «Дюной».

Потом были другие издания, другие переводы, а там настал черед и английского текста (на данный момент в моей домашней библиотеке две «Дюны» — издание «Северо-Запада» 1993 г. и американский покетбук от “ACE Books”.), но Пол Атридес остался Полом, а не Полем или Паулем. С первым впечатлением бороться трудно, да и стоит ли?

Помнится, я перечитала взятую на время книгу раза три и только потом вернула. Есть тексты, чье действие подобно магическим заклинаниям, и «Дюна» из их числа – по крайней мере, для меня. Она очаровала с первых же строк, ошеломила стремительно развивающимися событиями, заставила о многом задуматься... Мир Арракиса – опасный, пугающий, чужой – оказался живым. Персонажи также были живыми: они менялись по ходу повествования, совершали ошибки, влюблялись и предавали, но, что главнее всего, им постоянно приходилось делать выбор, временами очень жестокий. Строго говоря, квинтэссенция этого выбора содержится уже на первых страницах романа – в сцене, когда Пол проходит испытание гом-джаббаром.

Живи, не боясь страданий – или сдайся и умри.

Смерть, кстати говоря, может относиться не только к телу, но и к душе...

Вот поэтому «Дюна» для меня была и осталась книгой о выборе. После неё я почти не встречала в художественных произведениях столь тонкого и достоверного описания чувств и мыслей человека, которому приходится всё время решать, по какой дороге идти. Предвидение как фантастический элемент лишь придает дополнительную глубину тексту романа, заостряет некоторые моменты, в реальной жизни слишком незаметные и обманчиво малозначительные. Не нужно быть пророком, чтобы иметь некоторое представление о будущем, но нужно быть святым или безумцем, чтобы выбирать судьбу не для себя одного, а для целого мира.

По изложенным выше мотивам ответ на вопрос о любимом герое очевиден: говоря словами принцессы Ирулан, «он был воином и философом, людоедом и святым, коварным и невинным, безжалостным и отважным; меньше, чем богом, но больше, чем человеком». Лучше не скажешь, да и не нужно: Пол Атридес, как мне думается, навечно обрел место в пантеоне самых ярких и запоминающихся героев SF... и литературы как таковой.

Вынуждена признаться, тем не менее, что наиболее сильное впечатление на меня оказала именно первая книга; вторая и третья по ощущениям от прочтения сильно ей уступили, а остальные так и вовсе не понравились. Возможно, я читала их не в том настроении и не в то время; возможно, я ещё изменю вердикт по отношению ко всему циклу, но это дело будущего. На данный момент вся ценность «Дюны» для меня заключается в первой книге, и некоторая недосказанность в финале тому не помеха, а, наоборот, подспорье. Читателю не помешает, как и главному герою, некоторое время посвятить созерцанию простирающихся перед ним путей, вариантов развития событий.

А потом – сделать выбор.





188
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 декабря 2008 г. 09:23
Спасибо за эссе написанное по моей просьбе ^_^
Надеюсь скоро получится все таки выложить его на www.thedune.ru


⇑ Наверх