За последние два месяца цены на книгопечатную продукцию выросли до 20%. Представители торговых сетей связывают подорожание продукции с нехваткой оборотных средств у издателей и ростом себестоимости производства. Сами издатели называют повышения инфляционными. В 2009 году участники рынка прогнозируют повышение стоимости книг на 15—20%.
Руководитель направления книгопечатной продукции интернет-магазина Ozon Алексей Кузменко рассказал РБК daily, что поставщики уже провели повышение цен: «Оно составило от 2 до 20% в зависимости от типа книги. Первое повышение было во вторую неделю ноября текущего года, и сейчас оно до сих пор продолжается. Мы практически каждый день получаем информацию от издателей об увеличении цен». Г-н Кузменко связывает эти события с нехваткой оборотных средств у издателей. «Более того, сейчас ряд издателей предлагают нам перечислить им денежные средства в счет будущих поставок под определенные проценты», — говорит он.
В крупных книжных магазинах Москвы цены также стали выше. Но представители магазинов уверяют, что этот рост закономерен, незначителен и начался еще в начале года. Так, представитель книжного магазина «Москва» Наталья Чупрова убеждена, что говорить о том, что это магазины поднимают цены, нельзя. «Если этот процесс идет, то идет он от издательств», — рассказывает она. Среди возможных причин повышения стоимости печатной продукции г-жа Чупрова назвала рост себестоимости производства. «Глобального повышения стоимости книг у нас пока нет», — уверила она.
Сами издатели отрицают влияние кризиса на стоимость книг. Директор по общественным и корпоративным отношениям издательства «Эксмо» Мария Ишкова отметила, что некоторое повышение цен есть. «Но это обычное инфляционное повышение, никаким образом не связанное с кризисом, — говорит она. — Так как цены на рынке на продовольственные товары повышаются, также растут цены и на книги». О том, что рост цен связан с инфляцией, уверяют и в издательстве «Росмэн». «Мы пока не поднимали стоимость наших книг, — говорит генеральный директор Михаил Маркоткин. — Так или иначе, наш бизнес завязан на валютной составляющей. Цены в любом случае будут подниматься, но медленно, с большим опозданием». Г-н Маркоткин полагает, что в 2009 году цены на книжную продукцию поднимутся на 15—20%.
Управляющий издательствами ИГ «АСТ» Олег Савич сообщил, что в магазинах сети «Буква», входящих в издательскую группу, повышения розничных цен не происходило. «Книги ИГ «АСТ» не дорожали, прайс-лист не менялся, и, соответственно, отпускные цены издательства остались на прежнем уровне, — говорит он. — Единственное объяснение, которое могу дать, — традиционное предновогоднее увеличение среднего чека в магазинах за счет более высоких продаж дорогих подарочных изданий и минимальное, в пределах 2—3%, инфляционное удорожание в целом по рынку за сентябрь—ноябрь».